Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Просто Медведев--Путин в одном лице»

Интервью Александра и Гарри Гордонов

Александр и Гарри Гордоны рассказали «Парку культуры» о совместной работе над фильмом «Огни притона», кинофестивальном движении и кризисе либерализма в России.

После выхода в прокат фильма «Огни притона» корреспондент «Парка культуры» встретился с режиссером и автором повести, по которой снят фильм, отцом и сыном Гарри Гордоном и Александром Гордоном, которые рассказали о работе в тандеме, о своем отношении к жюри «Кинотавра» и о том, почему возникает желание голосовать за Компартию.

— Повесть описывает конец 1950-х, а когда вы ее написали?
<1>
Гарри Гордон: Где-то в 2005-м или 2004-м, то есть не было никакого моментального позыва написать эту повесть. И, в отличие от других моих прозаических работ, эта насквозь выдумана, в то время как и роман мой первый, и роман мой второй, и другие повести достаточно автобиографичны. А эта — такой образ золотой Одессы, где даже бордели были романтичны и похожи на домашние обеды. То есть это, конечно, идеализация Одессы.

— При этом временной момент взят очень конкретно — 1958-й год. Почему?

Г.Г.: Там может быть конец 1957-го – начало 1959-го. Железный занавес спал, накануне прошел Фестиваль молодежи, и уже что-то донеслось, но страна еще не перестроилась на относительно коммерческий лад. Позже, в 1960-е, такой бордель был бы уже настоящим борделем — с охраной и прочим, в общем, все бы уже было на коммерческой основе. А здесь пойман момент той самой… нежности, которая невозможна была, напрмер, в каком-нибудь 1954-м году, после смерти Сталина. То есть до Фестиваля молодежи она была еще невозможна, а после 1960-го уже невозможна. Это излом эпох, где, как говорит Александр Гарриевич, человек обнажается...

Александр Гордон: Предоставлен сам себе.

Г.Г.: Да, предоставлен сам себе.

— И этим был обусловлен выбор произведения для экранизации?

А.Г.: Нет, конечно. Было несколько мотивов, по большей части внутренних. Повесть мне очень нравилась и не отпускала, но, что с ней делать, было совершенно непонятно. Я в это время вместе с Гарри Борисовичем затеял театральную инсценировку еще одной его повести, которая называется «Комментарий к безвозвратному глаголу»: такая интимная камерная история на трех индивидуумов. Кстати, запал у меня не пропал, и думаю, что зимой поставим.

Г.Г.: А я вот все-таки захотел из этого кино сделать.

А.Г.: Кино не получится. Не получится, правда. Кино у нас с тобой уже есть на следующую осень. А вот это, по-моему, абсолютно театральная, камерная, уютная такая постановка. Так вот, с «Огнями притона» было так, что, как кот на сало, смотрел на повесть и не знал, что делать. А потом Наталья Борисовна Рязанцева (сценарист, профессор ВГИКа — прим. «Парка культуры») прочла и своим студентам сказала: «Почему никто из вас такое кино не пишет и не снимает?» И тут просто молния пробила: «Кино, конечно же, кино». А дальше мне нужно было еще подойти к автору, потому что после первого фильма у нас был конфликт колоссальный. Но я подошел к автору. Мало того, я обнаглел настолько, что взял бутылку водки и с Гарри Борисовичем мы поехали к Наталье Борисовне Рязанцевой, чтобы она объяснила, в чем здесь кино. Не знаю, хватило бутылки или нет, она что-то там попыталась объяснить, потом я даже попросил ее написать, как она видит поэпизодник. Ее возмущала и не давала покоя одна сцена: та, где девочки дразнят Адама, потому что, с ее точки зрения, этого не могло быть.

Г.Г.: Мол, университетские девочки так бы не могли себя вести, только мальчишки.

А.Г.: Да, и то приморские тупые мальчишки. А вот после войны — и к ветерану так обращаться... В общем, у нее были свои установки на это дело. И она написала поэпизодник, из которого Гарри Борисович не принял ни слова, но все-таки помогла. Во-первых, с ее подачи эпизод возвращения в деревню разделен на два.

Г.Г.: Ну это ты уже принял.

А.Г.: Но согласись, что это правильно?

Г.Г.: Правильно, да. Просто в своем поэпизоднике она предложила, наверное, хорошее, но совершенно другое кино. Там у Любы возобновлялся роман с прокурором, с которым она была знакома; Аркаша, по ее версии, был хорошим мальчиком; и еще Люба все время боялась, что придут менты, и вздрагивала на каждый шорох. Там Люба тупо выносила взятку какому-то человеку с портфелем, чего быть просто не могло никогда. В общем, другое кино совершенно у нее было. Наверное, более реалистическое, более жесткое. А сейчас, после премьеры, она подошла ко мне и говорит: «Поразительно: ничего не изменено в повести — и получилось». Она говорила «драматургия», а что такое драматургия?

А.Г.: В конце концов, есть Гамсун, Ибсен, а есть Шекспир. Ты не Шекспир.

Г.Г.: Нет, я Ибсен.

А.Г.: Гарри Борисович настолько ревнив в смысле отношения к своим текстам, что была такая история. Первый свой роман (с дрожью наверняка в руках) отдал править своей многолетней подруге, замечательной поэтессе. Она правила-правила… ну, как правила: она была корректором, даже не редактором, и предложила одну правку — вычеркнула в одном месте слово «штаны» и заменила на «брюки».

Г.Г.: Ну, так приличнее, вероятно.

А.Г.: И Гарри Борисович малодушно, с его точки зрения, кивнул, но через две недели он позвонил ей и сказал: «Отдай мне мои «штаны». То есть с ним работать как со сценаристом невозможно: он держится до конца за каждое слово, просто сражения идут. Но сегодня мы немножечко, минут тридцать, поработали над сценарием и, кажется, находим общий язык абсолютно.

Г.Г.: И стало лучше.

А.Г.: И стало лучше, потому что уже все-таки тандем есть, просто Медведев--Путин в одном лице.

Г.Г.: Чур ты Медведев все-таки…

А.Г.: Давай скинемся? Так вот, в тот момент, когда прозвучал приговор «кино», у меня было большое количество неразрешимых внутренних проблем. И я понял, что вот замечательный способ попытаться их разрешить. А дальше все как обычно: есть идея — все остальное появляется рано или поздно. Так что спасибо Наталье Борисовне.

— Когда возникло слово «кино», сразу появился какой-то образ фильма, картинка?

А.Г.: Про образ (не зря я так мучился повестью) и говорить было нечего. Кроме главной героини, которая все-таки аллегорична, и поэтому ее зовут Любовь, и это не автобиографическая история. Мне было абсолютно понятно, что, для того чтобы эта аллегория не превратилась в басню (или, еще хуже, в притчу), нужно воссоздавать быт в мельчайших деталях, чтобы она жила внутри. Что касается изобразительного решения, то у нас не было никаких вопросов: Гарри Борисович как живописец принадлежит южнорусской школе, а это такой созревший параллельно ответ импрессионизму. Так что сразу стало понятно, что фильм не может быть реалистическим в духе соцреализма. После «Пастуха своих коров» Гарри Борисович не очень горел мыслью стать еще и художником-постановщиком этого фильма, но я настаивал. И когда по его приглашению приехал художник Юрие Матей из Молдовы и при первом знакомстве предъявил свои живописные работы, Гарри Борисович пришел в ужас, а я в двойной ужас, потому что это был крепкий молдавский сюрреализм. Но Юрие быстро понял, что речь не о том. И когда он в это дело впрягся, то выяснилось, что даже общего языка искать не надо. Одесса продиктовала южнорусскую школу, и оставалось только продлить ее в картинке — по-другому быть не могло.

Г.Г.: А еще Максим Шинкаренко, который все это снял. Когда я увидел первые материалы, понял, что могу с Максом ни о чем не разговаривать: он уже все видит как надо.

А.Г.: Когда он просит операторский дубль, то в ход идут два аргумента: либо «учитель не поймет», либо «Александр Гарриевич, это же мама смотреть будет!» Это не просто трогательно — это правильно. И главное, что если не задаваться целью разглядеть в фильме оператора, то его и не видно. Это важный критерий. Потому что взять, например, великого оператора Кричмана, то после «Овсянок» стало понятно, что нет никакого Звягинцева, а есть Кричман, и с кем бы он ни снимал, это будет одна и та же картинка и мир.

— Люди, которые населяют мир «Огней притона», так же сильно отличаются от людей из «Пастуха своих коров», как различаются картинки этих фильмов. Как вы получили такую живость игры?

А.Г.: Если говорить про «Пастуха» (режиссерский дебют Александра Гордона по сценарию Гарри Гордона), то есть в «Огнях» один человек оттуда — это Адам. Потому что он все-таки надмирный человек, который не настоящим живет, а будущим и юродствует сознательно. Это другая органика. Но, поскольку не хотелось притчу снимать (а в «Пастухе» хотелось), надо было с актерами договориться так, чтобы они были предельно органичны в острой органике Одессы. Это сложно, потому что, как только за Одессу начинают говорить, сразу начинают кривляться. Чтобы не кривлялись, нужно было приложить силы и с каждым договориться. Не у всех получилось, кстати, но мы утаим, у кого не сложилось.

— Про Адама отдельно интересно: откуда в вашем фильме театральный режиссер Левинский?

А.Г.: Мы предлагали эту роль многим артистам — от Янковского до Дрейдена и Меньшикова. Гарри Борисович предлагал мне играть этого персонажа, но это было совершенно немыслимо, потому что я разделен между Любой и Адамом и сыграть одного из них не мог, только двоих сразу. И тут мой второй режиссер Даша предложила посмотреть на Левинского, а я его помню с конца 1970-х — с «Затюканного апостола», на которого ходил под крышу Театра сатиры. Сезон в театре Погребничко (театр «Около» — прим. «Парка культуры»), где Левинский ставит и играет, был закрыт, так что я смотрел кассеты с записями спектаклей. И поскольку у Погребничко свой мир и актеры у него играют в соответствующей органике, то я посмотрел и сказал: «Ну да, типажно похож, а так не очень». А потом среди кассет попалось интервью — и тут я не просто засмотрелся, а влюбился и понял, что вот это оно: если бы у Адама брали интервью, он бы так и разговаривал. А поскольку Левинский в кино не снимается, то пришлось хитростью уговорить его прочитать сценарий. В итоге он выполнил сложнейшую задачу: когда все в фильме, включая Оксану, существуют в бытовой органике, он – в отдельной, в театральной. Когда он в одной сцене говорил про прокурорского сына «говнистый мальчик и убийца», члены съемочной группы, которая уже невзлюбила исполнителя роли Аркаши, еле сдерживали смех.

— Сильно мешали проблемы на съемочной площадке? Был же конфликт с отцом этого самого мальчика — с Валериу Жереги, который был изначально директором картины, но покинул ее…

А.Г.: Мне как раз помогали, потому что у меня темперамент устроен так, что, пока нет сложностей, он спит. Как только они возникают, у меня, как у Наполеона, начинают дрожать левая и правая икра, и тут уже не остановить.

Г.Г.: Трудности начали возникать в начале съемок, но уже после долгого подготовительного периода, когда группа уже притерлась.

А.Г.: Кстати, надо отдать должное Валериу Жереги: подготовительный период он провел блестяще.

Г.Г.: Но Валериу Жереги диктатор по натуре...

А.Г.: И прекрасный режиссер.

Г.Г.: …и под ним вся группа была. Но, когда начались трудности и он сказал «мы уезжаем», он уехал, а группа осталась.

— И результатом вы в итоге сами довольны?

А.Г.: Был момент, когда я начал лукавить было: мол, вот, если бы мы обсуждали этот фильм на «Закрытом показе», я бы себе вставил. А Елена Яцура говорит: «Саша, ну чего тут-то уж врать, вам же нравится кино, так чего же вы будете его искусственно ругать?»

Г.Г.: Надо было бы тогда жюри «Кинотавра» пригласить...

А.Г.: Нет, только Миндадзе.

— К жюри у вас много вопросов?

Г.Г.: Там был Стоянов, а он одессит и моложе меня лет на пятнадцать. Говорят, что сказал: «Это не Одесса». Откуда он знает? Что это значит? Мне самому тогда было семнадцать лет, а ему?

А.Г.: В этом жюри был еще один мальчик, который у меня редактором был...

Г.Г.: Который очень любит артхаус и больше ничего не признает.

А.Г.: В жюри был еще наш идейный враг — Костомаров, документалист, который использует провокацию как инструмент создания фильма...

Г.Г.: Он приз за лучшую женскую роль отдал непрофессиональной актрисе из фильма Бакурадзе, лишь бы не отдавать Оксане (Фандере. – «Парк культуры»).

А.Г.: Это не он. Его решением было отдать «лучшую операторскую работу» за профессиональную дерзость (фильм снят на две фотокамеры. — «Парк культуры») «Портрету в сумерках».

Г.Г.: Приз за лучший сценарий отдали трем актерам?

А.Г.: Там вообще парадоксально отдали приз пьесе, которая идет два года и является хорошим антрепризным капустником (речь идет об «Упражнениях в прекрасном», авторами которого стали Гоша Куценко, Виктор Шамиров и Константин Юшкевич - «Парк культуры»), но при чем тут кино? В итоге я принял решение, что больше не отдам ни одну картину ни в один фестивальный конкурс. Во-первых, я не понимаю принципов соревновательности в искусстве, а во-вторых, всегда возникает вопрос «а судьи кто?» – и ты становишься жертвой конъюнктуры. Потому что так получилось, что отборщики, не будем называть имена, отобрали не те фильмы и назначили не то жюри, которое обиделось на то, что не то отобрали, и приняло парадоксальное решение. Мне очень нравится Флянгольц, но решение жюри наградить фильм, который не сложился 25 лет назад, – это заявление, что сегодня кино у нас нет.

— Но фильм вроде никто не ругает, хотя к вам-то отношение довольно сложное у критиков…

А.Г.: Общая интонация профессиональных критиков — «ругать особенно не за что, хвалить не будем». Тут я вспоминаю давний свой конфликт с либеральной частью нашего общества по поводу посадки Ходорковского: тогда либеральная часть отказалась подать мне руку. Но спросили ли они меня, а я готов им руку подать? Но вообще это кино не для избалованных мальчиков, которые смотрят по четыре сеанса в день, а потом разбирают фильм с точки зрения того, что им в кино нравится.

— А вам политика сейчас интересна вообще? В свете всех этих метаний, что вот вроде она возвращается в телевизор, а вот, после решения президентского вопроса, уже и не возвращается, наверное... Есть желание что-нибудь делать в этой связи на телевидении?

А.Г.: Одно могу сказать: мы планировали на Первом канале программу, которая казалась злободневной, но в связи с решением тандема она, видимо, злободневной быть перестала, поэтому ее не будет. Что касается выборов, у меня традиционная позиция: я не хожу. Бабушка один раз заставила меня за три рубля проголосовать. Но вот сейчас я слушаю своих друзей, знакомых и родственников, и вот какое у большинства из них решение — идти голосовать за коммунистов. Не за либералов, которые еще противнее и их нет в общем-то, а за коммунистов. И не из ностальгии, не из-за марксизма-ленинизма, а именно по принципу «против всех». Поэтому я подумаю и тоже, может быть, пойду голосовать за коммунистов.

Г.Г.: Нет, я все равно не пойду.

А.Г.: А я если пойду, то потом предъявлю им это, войду в ЦК Коммунистической партии и буду делать из нее социалистическую. На самом деле наши либералы сами готовы затыкать рты, вместо того чтобы жизнь класть за право каждого говорить, что он думает. Радиостанция «Эхо Москвы», давно и горячо мною любимая, – это газета «Известия» образца 1978-го года: когда они рот открывают, уже понятно, когда и как они его закроют. Поэтому выбора нет, кроме коммунистов. А за коммунистов, конечно, голосовать нельзя. Вот и получается — за «против тандема». И, возвращаясь к телевидению, откуда вырастают такие площадки, как «Закрытый показ»? Не кино ж мы там обсуждаем — это наивно полагать, что мы обсуждаем кино. Не было бы тогда такой аудитории в столь поздний час. И рейтинг фильма всегда ниже рейтинга обсуждения. Свобода слова – это такая шагреневая кожа: где-то убавится, где-то прибавится. И чем меньше площадок для публичного и громкого обсуждения, тем больше для тихого и неофициального. В конце концов, у нас всегда либо площадь, либо кухня.

Новости и материалы
Киркоров улыбался во время выступления Успенской, несмотря на судебную тяжбу
Ученый объяснил, как в Иране будут выбирать нового президента
На Украине объявили в розыск около 100 тысяч уклонистов
Россиянина во время пробежки преследовали три медведя
Звезда Hi-Fi показала фигуру в купальнике
Охранники избили отдыхающего на пляже в Сочи и попали на видео
Российскую супермодель раскритиковали за слишком откровенный наряд в Каннах
Выяснилось, что перевозивший президента Ирана вертолет был производства США
«Просто так жалить не будут»: пчеловод рассказал, как можно спровоцировать пчел
Россиянин потерял полуторагодовалую дочь, когда играл с ней в прятки
Украинские военные нанесли удар по окрестностям Луганска ракетами западного производства
Стало известно, когда выйдет продолжение сериала по Last of Us
Премьер Эстонии заявила, что не все на Западе хотят победы Украины
Аналитики зафиксировали резкое подорожание контейнерных перевозок из КНР в РФ
42-летняя Наталья Подольская приняла участие в откровенной фотосессии
Сирены ракетной опасности звучат в Белгороде и Белгородском районе
Все находившиеся на борту вертолета Раиси погибли сразу
В Иране объявили дату первого после гибели Раиси заседания парламента
Все новости