В четверг, 10 ноября, в 14.00 начнет вещание «Радио Субстанция» — новая музыкальная радиостанция, которая будет специализироваться на независимой музыке; ее вещание пока будет идти в интернете, а в ближайшем будущем будет перенесено в FM-эфир. Ее основателями стали экс-участник «Агаты Кристи» Вадим Самойлов, а также группа «Би-2». Для последних новое радио уже далеко не дебют в радиоотрасли: последние пять лет музыканты вели на радио «Максимум» программу «Биология», посвященную актуальной современной музыки. Накануне открытия участник дуэта Шура рассказал «Парку культуры» о том, кого будет ставить новая радиостанция и кто ее будет слушать.
— Новая радиостанция — это продолжение программы «Биология» на радио «Максимум»?
— Ну, тут, скорее, преемственность: на «Маскимуме» у нас был час в неделю, здесь 24 часа в сутки. Тут уже будет не только современный инди-рок, речь пойдет уже обо всей независимой музыкальной культуре, причем не только самой актуальной. Будет много советской 80-х — от ранних записей «Кино» и «Звуков Му» до «новой волны» — «Ночного проспекта», «Николая Коперника». Это целая эпоха в жизни нашей музыки, представителей которой сейчас нельзя услышать ни на одной волне. Ну и плюс отечественные «независимые» команды. Группы «Би-2», «Мумий-тролль» и другие из того же ряда звучать если и будут, то мало — их и так крутят.
— Сознательно уступаете место «молодой шпане»?
— Слушайте, ну у нас и так все хорошо, нам есть где звучать. А вот молодым командам места пока нет нигде. Посмотрите, сколько у нас радиостанций? Больше, чем в Лондоне. И все крутят одно и то же.
— Вы хотите сказать, что в нашей стране есть «независимая» музыкальная сцена, команды, которые можно ставить рядом с западными?
— Есть, и надо уже прекращать делать вид, что ее нет. У нас есть Human Tetris, Punk TV, Tesla Boy; есть сильная электронная сцена. И это давно уже не имеет ничего общего с помешанным на тексте русским роком и коммерческой музыкой. Нужно просто это собрать воедино — из наших с вами плееров в один эфир.
— Вы объявили, что ваш следующий шаг — выход на FM, а эфирная радиостанция — это большие вложения на старте и большие затраты в принципе, вам придется вести коммерческую деятельность. Вы думаете, под это будут давать рекламу?
— Честно говоря, это на данный момент не то, что нас заботит, мы пока что занимаемся чистым творчеством. Выходом «Субстанции» в эфир сейчас будут заниматься другие люди, наша задача — предложить концепцию. И это главное на данном этапе: чтобы хорошо себя продавать, надо сначала о себе заявить, о том, кто ты, что ты и про что ты. Такую музыку не крутят в эфирном радио, зато она звучит на радио сарафанном — эти песни скачиваются, передаются из уст в уста, рекомендуются. Если мы их соберем воедино, это и будет внятной концепцией. Этим мы, собственно, сейчас и занимаемся, пока что в основном на собственные средства: интернет-вещание вещь затратная, но с FM не сравнить, конечно.
— Нечто подобное пытаются делать на радио «Культура», где утренний и вечерний эфиры заполнены качественной инди-музыкой… Но их с такими экспериментами едва не прикрыли — за низкие, собственно, рейтинги…
— С уважением отношусь к ним, но, если честно, не вижу у нас с ними пересечений. Мы немножко по-другому себя видим: у нас будет не просто эфир и не просто диджеинг, у нас будут (и уже тестируются) спецпрограммы. Сейчас идет техническое вещание — уже есть диджеи, ведущие. Будут хит-парады. За месяц-два вся сетка будет насыщена разнообразным содержанием.
— А не опасно ставить именно на это — ведь вашу же программу «Биология» просто закрыли…
— Это другая история: у «Биологии» роль сыграли не рейтинги, а смена руководства. Новые шефы станции решили, что им в принципе не нужны спецпрограммы, как класс. Их сейчас на «Максимуме» и нет, собственно. А среди спецпрограмм, пока «Биология» выходила, ее рейтинг был довольно высокий.
— Но интернет-вещание — это все равно очень нишевая вещь…
— Уверяю вас, вы ошибаетесь. Есть связь 3G; делаете приложение для iPhone и Android, присоединяете наушники, и готово; сейчас вы точно так же можете слушать BBC или любую другую радиостанцию, которая озаботилась изготовлением такого приложения. После запуска такое сделаем и мы. Ну и к тому же, к вопросу об обеспеченной аудитории: в современных автомобилях давно уже есть функция выбора интернет-радиостанций.
А что касается ниши, именно интернет-вещание позволило нам опробовать и внедрить новый подход к ведению эфира: мы делаем ставку не на профессионалов FM-эфира, а, наоборот, на непрофессионалов. На меломанов, которым есть что рассказать о предмете своей любви, а не просто хорошо подвешен язык. Сейчас обкатываем эту схему в тестовом вещании. Среди наших диджеев есть, например, преподаватель МГУ… У нас вообще будет такая меломанская радиостанция.
— Когда вы делали «Биологию», временами возникало ощущение, что журналистика и культуртрегерская деятельность вам были интереснее вашей деятельности в группе «Би-2»?
— Нет, это два разных мира. Но у них есть точка соприкосновения: когда ты играешь музыку, ты обязательно много слушаешь. И в какой-то момент накапливается критическая масса, и хочется начать делиться тем, что слушаешь и любишь сам. А концерты мы с Левой до сих пор обожаем играть.