Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола принял решение закрыть в начале 2012 года совет по подтверждению подлинности работ художника. Причиной столь непростого решения послужила критика основной деятельности совета, который обвиняли в применении спорных и противоречивых методов исследований, а также многочисленные судебные иски от владельцев произведений Уорхола.
Президент фонда Джоэл Вакс заявил, что закрытие совета – это стратегическое решение, сделанное на основании основных программ организации, оно отражает её стремление максимально увеличивать гранты и проводить другие благотворительные программы в поддержку изобразительного искусства. По его словам, совет рассмотрит все заявки, поступившие до 19 октября, но новых принимать не будет.
Совет по аутентификации произведений Уорхола был создан фондом в 1995 году. Входящие в его состав пять ученых и кураторов должны были встречаться три раза в год, чтобы рассмотреть поступившие заявки и выдать экспертное заключение. Годовые затраты на работу совета составляли около $500 тысяч. Но гораздо более серьезные суммы шли на дополнительные расходы – в основном это была оплата работы юристов, которые работали по искам владельцев работ Уорхола, признанных советом подделками.
«Я не хочу тратить $7 миллионов в год на адвокатов», — приводит слова Вакса портал Artinfo.com. Именно столько фонд потратил на эти цели в 2010 году.
Вакс также заявил, что теперь процесс подтверждения подлинности работ Уорхола будет «таким же, как и для других художников», которые всегда обходились без каких-либо специальных советов. Вакс отказался отвечать на вопрос, как роспуск совета повлияет на арт-рынок, 17% которого в 2010 году составляли произведения Уорхола.
Поскольку точное число произведений Энди Уорхола неизвестно (на него работала целая армия ассистентов, которым он разрешал иногда делать копии известных работ), то совет решил, что подлинным будет считаться то полотно, к созданию которого приложил руку сам художник. Один из наиболее громких исков, вызванный решением совета, был подан в 2007 году кинематографистом Джо Саймон-Уиланом: купленный им в 1989 году за $195 тысяч автопортрет Уорхола в одночасье стал малоценной копией. Истец потребовал $20 млн компенсации и вдобавок объявил, что Фонд специально уменьшает количество работ художника, чтобы увеличить ценность собственной коллекции (она оценивается примерно в $500 млн). В 2009 году аналогичный иск подала коллекционер Сьюзен Шир. Впрочем, и Саймон-Уилана, и Шир отозвали свои иски из-за финансовых проблем, но не сомневаются в своей правоте. «Закрытие совета говорит само за себя», — сказали их представители.
Еще один случай произошел с лондонским арт-дилером Энтони д'Оффей, который в 2008 году подарил галерее Тейт 230 картин: вошедшую в подарок работу Уорхола галерея вернула дарителю после проведения экспертизы. Не менее скандальным получилось признание подлинности сотни «Brillo Boxes» (аналоги упаковок для чистящего средства), которые появились спустя три года после смерти Уорхола.
В настоящее время у Фонда осталась одна тяжба – со страховой компанией, которая должна компенсировать ему затраты на адвокатов. Президент фонда пообещал, что этот иск будет доведен до конца.