Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Просто забавная история про современность»

Режиссер Константин Буслов рассказал «Парку культуры» о своем дебюте «Бабло»

Константин Буслов рассказал «Парку культуры» о своем дебюте «Бабло», приключениях чемодана с деньгами и прелестях работы с немедийными актерами

В прокат вышло «Бабло» Константина Буслова — история про приключения чемодана с миллионом долларов, который предназначался для сложной коррупционной схемы со взяткой, но случайно попал не в те руки и изрядно заплутал на просторах бывшего Советского Союза. Кажется, первый в новейшей отечественной киноистории удачный заход на территорию Гая Ричи принес создателям фильма приз за лучший дебют на фестивале «Кинотавр» и положительные отклики критиков и первых зрителей. «Парк культуры» поговорил с режиссером-дебютантом про любовь к гангстерской комедии, Билли Уайлдеру и Вуди Аллену, а также про возможные сравнения с братом Петром.

— Почему вы выбрали для дебюта гангстерскую комедию?

— Хорошо, что вы не сказали «криминальная». В нашем российском кинематографе почему-то нет термина, применимого к жанровой истории, связанной в том числе и с хулиганскими, аутентичными образами, живущими «вне закона», и все используют слово «криминальная». А это сильно отпугивает зрителя, вызывая у него ассоциации с приевшимися телесюжетами канала НТВ. Хотя жанр этот востребован в мире, на Западе, и мне было интересно сделать гангстерскую комедию, ну или, скажем так, комедию положений, отчасти связанных и с криминальными действиями персонажей. Почему? Потому что в нем было

больше пространства для эксперимента, чем если бы я снял, грубо говоря, производственную драму про механизатора и доярку или, того пуще, какое-то экзистенциальное исследование.

Во многих пособиях по сценарному мастерству, на высших курсах (Высшие курсы сценаристов и режиссёров. — «Газета.Ru»), во ВГИКе пишут и говорят: сделайте сначала нормальную, понятную зрительскую историю, а потом уже снимайте скучную «нетленку». Мне было интересно, смогу ли я справиться с такой многофигурной и, на мой взгляд, захватывающей (хотя судить, конечно, зрителю) историей. Сам я уверен, что картина получилась. Особенно после того, как даже в Австралии люди, далекие от нашего постсоветского уклада, все понимали и смеялись, где положено, благодарили, хлопали.

— А не было опасений, связанных как раз с тем, что про западные образцы жанра всё более или менее понятно, а вот русские попытки заделаться «русскими Гаями Ричи» — один стыд?

— Опасений особых не было. Хотелось как минимум попробовать. Конечно, никогда не знаешь, особенно если речь идет о дебюте, нужен ты кому-то со своей историей или нет, получится фильм или нет, но у меня большой продюсерский опыт, а это все-таки учит и режиссуре. Немного опасался, что начнут сравнивать с братом, говорить: «Опять криминал, да эти Бусловы больше ничего не могут». Но, как я уже говорил,

мне не кажется, что это история только про криминал.

Было интересно взять не самый новый, чего уж там, сюжет про чемодан с деньгами и выяснить, как его можно разыграть на нашей почве в современных реалиях. Посмотреть, как люди себя поведут, если на них свалится миллион: как они теряют рассудок, оказываются неготовыми к такому искушению. Для большинства отношения с шальными деньгами строятся просто: украсть и убежать. Мне даже не кажется, что это комедия в чистом виде: тут есть о чем подумать. А если сравнят с Гаем Ричи — сочту за комплимент. Никогда не косил под него, но это один из самых любимых авторов в одном ряду со Скорсезе, Коэнами, Аранофски. Вообще же я все больше классикой интересуюсь: Билли Уайлдера всего пересмотрел, например, Вуди Аллена, Висконти, Минелли, де Сику.

— Но ведь у нас, даже если все придумать хорошо, комедийные актеры все равно часто играют как на капустнике в аду. А в «Бабле» всё в порядке — откуда вы взяли таких живых людей и героев?

— Ну просто надоели эти картонные персонажи — гротескные тупые милиционеры, которые ничего не умеют, не менее шаблонные бандиты.

Может быть, я просто вижу, что мне нужно, а может, просто повезло, но актеры нашлись — пусть и неизвестные, но профессиональные, умеющие слышать.

Хотя, чтобы их найти, пришлось помучиться. Например, актера, который слишком много снимается в сериалах, очень тяжело вывести из сложившегося образа, манеры игры. Да и если бы я набрал звезд каких-то наших, бюджет существенно вырос бы. При этом я уверен, что у нас очень много хороших актеров, которым просто не очень везет: их не замечают и не снимают. Чтобы их найти, в Москве устроили огромный долгий кастинг, в Харьков ездил, в Киев, в Тбилиси нашел фактурных ребят из Театра им. Шота Руставели — Мишу Месхи, Гию Гогишвили и Георгия Гургулия. Но вот про Романа Мадянова (играет в фильме коррумпированного полковника милиции. — «Газета.Ru») сразу более или менее решил, что хотел бы видеть его в фильме: тяжело найти актера в таком возрасте на главную роль, который бы еще не состоялся, но был большим профессионалом. Здесь я сделал исключение. Мадянов — большой характерный актер, он снимается лет с двенадцати. Огромный опыт и профессионализм. Я даже немного побаивался его на пробах — вдруг начнет гнуть свою линию, не услышит меня, но с первой встречи понял, что он подходит идеально. Он и сам говорил, что столько переиграл одинаковых персонажей — такой «мент всесоюзного значения», а тут сразу захотел поучаствовать, потому что его герой живой и сценарий ему понравился. А про то, что Маша Берсенева (в фильме смекалистая проститутка. — «Газета.Ru») играет в сериале «Маргоша», я узнал уже после проб — не видел его, даже и не воспринимал ее как медийное лицо.

— А вы всех героев своего фильма в собственной жизни встречали?

— Ну, образы-то все собирательные, из головы, но узнаваемые. Мне же 40 лет, я не мальчик 25-летний из ВГИКа, который не знает, например, как выглядит тот же состоявшийся милицейский полковник или как должна выглядеть представительница первой древнейшей профессии. Жизнь-то у нас достаточно богатая: жили мы в разное время — и при социализме, и в 1990-е. Поэтому где-то что-то сам увидел, где-то что-то рассказали. А задача режиссера и заключается в том, чтобы улавливать, что творится вокруг, и воспроизвести потом в придуманном тобой мире на экране. Критерий один — верю или не верю, как говорил известный классик.

— В фильме все время творится что-то неладное — бандитизм, коррупция, одни силовые ведомства разводят и грабят другие, но при этом получается весело. Вы хотели делать социальную сатиру или так само получилось?

— Да как-то сама собой эта линия вырисовывалась. Притом что я в «Бабле» никого не обличаю, никаких приговоров не выношу. Это просто такое время, в которое мы живем. Русский же человек ко всему привыкает — не плакать же по этому поводу, но и врать не хочется. Это просто забавная история про современность.

— А где все-таки в этой реальности люди, которые не заняты в преступной деятельности?

— Так это же приключенческая история, увлекательная, жанр — вот и профессии яркие, зрелищные. А дальше я бы мог снять что-то и из жизни хирурга или фотографа. Про кино давно не было фильмов, кстати.

Новости и материалы
Жителей 11 регионов РФ предупредили о пожароопасной погоде
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Собравшиеся в ценре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
Все новости