Работа «Далекие слова» немецких художников из Кёльна Уты Копп и Акима Моне, представленная в основном проекте «Переписывая миры» Московской биеннале современного искусства, живет разом и в реальном пространстве городов, и в интернете. В рамках проекта художники пишут на крышах по всему миру слова и лозунги. Их необычные послания за три года, которые существует проект, появились на 18 крышах, в том числе на Академии художеств и Университете искусств в Берлине, на Художественном музее Куму в Таллине, на крыше одного из зданий университета Сан-Паулу в Бразилии. По мере того как Google и другие картографические сервисы обновляют спутниковые снимки, эти послания становятся видны пользователям интернета. Уже сфотографированные письма с крыш можно видеть на сайте remotewords.net.
В Москву они приехали с «игрушечной» версией проекта – огромным снимком Москвы со спутника, который разложили на полу выставочного зала в ЦУМе.
Все, кто хочет, может оставить на любой приглянувшейся «крыше» свое послание городу и миру. Игрушечные самолетики с видеокамерами регулярно облетают «город» и проецируют на стену зала его изображение.
Самолетики управляются через iPad. Надо сказать, что московские зрители в своих посланиях не стремятся к оригинальности и главным образом вписывают в пространство города свои собственные имена: «Здесь была Настя Соленая». Впрочем, окончательно объект будет готов в концу биеннале, когда свои слова напишут все желающие. Ута Копп рассказала «Парку культуры» о том, что пишут на крышах в других городах мира.
--Надписи на крышах – это такой новый вид граффити, адресованного сообществам сети?
— Нет, ничего подобного. Мы довольно долго обдумываем содержание надписей. Приглашаем кураторов, писателей, ученых, философов и, конечно, художников, которые могут предложить интересные идеи. Скажем, у нас были «слова» от профессора Зигфрида Зелински из Университета Берлина, графика Клауса Стака, писательницы Тани Дюкерс... Выбрать надпись – дело непростое. Всегда по ходу разворачивается очень бурная дискуссия. В общем, для нас существенно, что это коллективный процесс.
— Коллективный поиск единственного слова? И от чего зависит выбор?
— Это довольно сложно сказать. Бывает сразу попадание в десятку, бывают и бесконечные споры. Конечно, мы обсуждаем текст с владельцем здания, куратором. В интернете дискуссия разворачивается.
— Главная цель работы в том, чтобы способствовать общению людей из разных стран, или в коммуникации жителей с властями города?
— Разные цели. Надпись на крыше всегда связана с самим зданием, его окружением, историей или тем, что происходит в нем или вокруг него сейчас. С людьми, которые в нем живут или работают.
Конечно, главное — дать людям возможность высказаться.
— Но почему таким необычным способом?
— Это привлекает больше внимания к сказанному. И потом сами обсуждения помогают не только сформулировать, но и осознать цели.
— Различаются ли «слова», которые делают люди в разных странах?
— Конечно. В Таллине были надписи, посвященные истории города и страны. А в Южной Африке люди хотят высказаться об апартеиде, о отношениях белых и черных. В Йоханнесбурге большинство дискуссий было фактически об этой одной проблеме, которая до сих пор очень болезненна.
На одной из крыш в пригородах Йоханнесбурга решили написать «город света» на наречии одного из местных племен. Дело в том, что в пригородах, где живут чернокожие, нет электричества.
Соответственно, нет и света. Они, конечно, очень надеются на то, что в конце концов электричество проведут, смотрят на «большой город». Так что название «город света» на крыше дома в районе, где света как раз нет, звучит и как надежда, и как иронический комментарий к ситуации.
— Вы в этом проекте используете какие-то новые технологии?
— Честно говоря, ничего особенного не используем. Мы просто залезаем на крыши и рисуем буквы. В этом, собственно, идея – она нам нравится именно своей простотой. Мы просто используем краску и кисточку – как видите, очень старая традиция. Возможно, эти самолетики, которые летают по залу и управляются через iPad, выглядят очень технологичными, но на самом деле это просто игрушки для детей и для их пап. Мне жаль разочаровывать, но это вовсе не нанотехнологии. Что касается интернета, то это обычная работа с сайтом.
— Вы не хотели сделать этот проект в реальном пространстве Москвы?
— Мы действительно ищем крышу в Москве, где мы могли бы поместить надпись. Пока не нашли, но ищем. Если бы нам удалось сказать свое «слово» в Москве, было бы здорово.