Пока триумфатор британской разведки Джонни Инглиш (Роуэн Аткинсон) нежится в джакузи с игривой девицей, охраняемого им новоизбранного президента Мозамбика убивают на глазах всего мира. Уволенный и лишенный рыцарства суперагент-по-случаю меняет смокинг на оранжевую простыню и прячется от прошлого в буддистском монастыре, где отращивает бороду, залечивает психотравму и закаляет яйца.
Все меняется, когда ключевой информатор по делу о покушении на главу Китайской Народной Республики заявляет, что готов говорить только с Инглишем.
Сценарий перезагрузки (вернее, «перерождения», как в оригинальном названии) истории про неуклюжего шпиона написал сам Аткинсон, и фильм, который по нему снят, доказывает очевидное: под маской кривляющегося лицедея живет довольно сдержанный англичанин. В качестве примеров для подражания ломающему канон Дэниелу Крейгу он предпочитает классические образцы — Шона Коннери, Роджера Мура и Пирса Броснана. Перерожденный Джонни Инглиш уже не столько пародирует бондиану, сколько признается в любви к той ее версии, в которой агент не взбалтывал водку с мартини и не мочил никого в сортире, а улыбался в окружении красоток и удивительных гаджетов.
Возвращенный в Лондон Инглиш дивится тому, как изменился мир: у МИ-7 появился спонсор, а логотип Toshiba теперь красуется на парашютах доблестных разведчиков.
Секретную службу ее величества возглавляет модернизатор в юбке (Джиллиан Андерсон), объявивший курс на борьбу с двумя главными пороками подлинного агента — расточительством и сексизмом.
Хорошо хоть не все игрушки отобрали: даже самому неловкому человеку в Англии здесь все еще могут выдать «Роллс-Ройс» с голосовым управлением.
Агент, в руках которого любой предмет становится источником угрозы интернациональной безопасности, подобен ребенку: тащит что ни попадя в рот, роняет кошек из окон и сам норовит куда-нибудь свалиться. Окружение ему подобрано как никогда уместное. В напарники достается вчерашний школьник (Дэниел Калуйя). Начальница, хоть и строга на вид, но саморазоблачительно меняется в лице, когда в кадр залетают ее дети. Есть еще новомодный специалист по разоблачению лжецов (игравшая девушку Бонда в «Умри, но не сейчас» Розамунд Пайк): у нее своих детей нет, но к лопоухому баловнику она сразу проникается однозначно материнской симпатией.
Стремясь сохранить достоинство, здесь почти обходятся без ударов ниже пояса и практически отказываются от эксплуатации лицевых мышц Аткинсона:
весь фильм его герой демонстрирует освоенный в послушании самоконтроль, срываясь только при регулярном упоминании Мозамбика да перед камерами коллеги, профессионально считывающей мимику (многообещающий, кстати, союз). Вместо гримас — погоня за инвалидной коляской, гольф с русским шпионом Пудовкиным и китайская старушка со смертельно опасным пылесосом из тайной организации «Вортекс».
Тому, что все названия секретных контор звучат как торговые марки бытовых приборов или сантехники, посвящен целый ряд шуток. Но, даже оказавшись в туалете, герои не позволяют себе ничего сверх меры или за гранью приличий. Неудивительно, что соавтор и исполнитель признается, что сомневался в уместности избиения королевы подносом, хоть и не смог устоять перед соблазном.