Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кино для канской братвы

Итоги десятого Канского видеофестиваля

В Канске завершился десятый по счету Канский видеофестиваль, ознаменовавший превращение невинной шутки-каламбура в культурно значимое мероприятие.

Идея проводить форум альтернативного кино в маленьком сибирском городе в 250 километрах от Красноярска с названием, созвучным главному кинофоруму планеты, вроде бы милая, но собственно фестиваля на ней не вырастишь. Ну да, альтернатива – смешение кино и современного искусства на одной площадке, в программе – то ли короткий метр, то ли видеоарт, не сразу и поймешь. И все это под кокетливо шутливым названием.

Но идея, как выяснилось, оказалась на вырост, и на десятом году своего существования Канский фестиваль стал уже вполне серьезной институцией, никакой не милой тусовкой маргиналов.

Во-первых, в таком маленьком и неприметном городе, как Канск (любой кинокритик, въезжая в него, припоминает «Груз-200»), подобного масштаба события не могут не оставлять следа. Уж слишком это противоположные стихии – городок, сочетающий в архитектуре покосившиеся избушки и хрущевки, и современное искусство. А тут еще весьма кстати организаторы объявили Канск городом-музеем современного искусства и стали заполонять этим самым искусством. За последние годы появились колокольня, выстроенная архитектором Андреем Савиным, пальмовая аллея, памятник неизвестному художнику. В этом году к этой компании добавится сад из шпал, построенный Хаимом Соколом.

В этом смысле велик соблазн сравнить Канск с Пермью, куда радостно готовы ломануться деятели культуры, чтобы создавать свое альтернативное пространство, в котором не будет московской несвободы.

Но разница здесь очень велика. Скорее Канск ближе к «Архстоянию» — здесь весь фокус не в том, что можно приехать, привезти свою культуру и насадить ее на новом месте, а в том, как колокольни и памятники неизвестному художнику резонируют с окружающим ландшафтом. В этот раз сочетание можно было лицезреть и слушать: на закрытии фестиваля в едином панковском угаре (о, эти дамы с химзавивкой, покачивающие в такт музыке) слились белорусские звезды новой музыки Михей Носорогов и Макс Сирый и местные старушки-частушечницы. С пляшущими в народных костюмах местными дарованиями на подтанцовках.

Кстати, о переменах.

Один из старожилов фестиваля – художник-«синий нос» Вячеслав Мизин – рассказывал, как десять лет назад в экран и в выступающих создателей фильмов зрители кидались пивными банками и камнями, а местной братве, пришедшей чисто отдохнуть на кинцо, приходилось объяснять не столько даже, что это происходит на экране, а с какого района режиссер. В этом смысле, конечно, с позволения сказать, культурную значимость фестиваля недооценить трудно – во всяком случае, и камнями в экран не кидаются, и про районы не спрашивают (разве что местные мальчишки вечно ждут мифического «американца» у дверей гостиницы), и даже задают после конкурсных показов режиссерам вполне разумные вопросы. Так что нет, тем более это не маленькая Пермь – там все-таки вопрос просвещения и вообще взаимодействия с окружающим ландшафтом не стоит, а здесь он именно что ключевой, во многом смысл фестиваля как раз в нем. Для этого и вход на все показы сделали свободным.

Одновременно стала меняться и программа фестиваля. От кокетливо близкой к современному искусству – к серьезной и основательной, что ни фильм – полноценная заявка на полный метр.

Иногда буквально, как в случае с лентой Михаила Сегала «Мир крепежа», которая прогремела в конкурсе короткого метра на «Кинотавре», произвела серьезное впечатление на сибирских провинциалов и вот теперь превращается в полнометражный четырехсерийный телефильм.

Что-то подобное могло бы произойти – и наверняка произойдет — с доброй половиной фильмов конкурса. Многие из них просто больше похожи на лаконичный полный метр. Даже те, что ближе всего к видеоарту, как симпатичная зарисовка Нено Белчева «Дрезденская рука», — скорее иронично играют с современным искусством, если не сказать, издеваются над ним, легко встраивают его собственно в киноиерархию.

При этом фильмы конкурса уж в чем-чем, а в стоеросовости и неизобретательности обвинить трудно:

все они в той или иной степени эксперимент, но ничуть не кокетливый и строится не на банальных томных приемах в виде замедленного повествования и чередования туманных картинок, возникающих из ниоткуда. Все эти эксперименты так или иначе легко встраиваются именно в хорошо сделанное кино. Получивший в результате только диплом и спецупоминание жюри «Джанни Скикки» итальянца Франческо Виско пытается создать современный фильм-оперу. Получивший впервые в Канске вручавшийся приз Гильдии киноведов фильм Питера Барановского «Пристрастия» вовсе снят одним планом с водительского сидения катающегося по дорогам Европы автомобиля — этому приему и сюжету вообще самое место в программе любого европейского фестиваля.

Даже отечественный полный метр, к которому традиционно предъявляется море претензий – снимать его молодым режиссерам попросту не о чем, а уж если речь идет о студентах и недавних выпускниках киношкол, к этому еще добавляется сильно коробящее эпигонство по отношению к мастерам.

В канском же конкурсе в этом году было три русских фильма, и ни к одному из них эти претензии применимы не были:

ни к признанному лучшей русской лентой конкурса «Миру крепежа» Сегала (который, кстати, из ВГИКа просто сбежал после первого курса), ни к забавной питерской зарисовке «Вместе», целиком посвященной собачьим экскрементам на улицах культурной столицы, ни тем более к «Морю желаний» Шоты Гамисонии, фильма, в котором Москва предстает курортным городком у теплого моря, у Китай-города торгуют кукурузой, а от жары сбегают не на пляж, а на Воробьевы горы.

Собственно, ничего странного в том, что любители владеют форматом куда лучше, нежели профессионалы, но это уже другой разговор – про проблемы кинообразования. Но если говорить о Канске, то получается, что он к десятому году приобрел помимо веса и зрелости еще и четко направленную миссию. Касающуюся не несения культуры в массы, а куда более узкопрофессиональных вещей. Того, чего у прочих фестивалей короткого метра нет и, кажется, быть не может. Канский фестиваль оказался во многом просто образовательным центром для режиссеров: местом, где они могут, извините за банальность, расти и развиваться. И эта миссия – фестиваля как тусовки в лучшем смысле слова, пространства, где действительно происходит большая жизнь и определяется будущее, – намного важнее по-настоящему любого культуртрегерства.

Характерно, что Гран-при в этом году присудили ленте тоже экспериментирующей, но опять же остающейся строго в рамках кинематографа, – «Катарсису» француза Седрика Превоста. Вкратце это сюрреалистическая зарисовка о том, как кино вплетается в жизнь и как одно от другого оказывается трудноотличимо. По сути, те же «Восемь с половиной», только не про муки творчества, а про то, как искусство сжирает жизнь. И что ничего плохого в этом, в общем-то, нету. Что, собственно, фестиваль и доказал.

Новости и материалы
Жители освобожденной части Харьковщины спрашивают, как получить паспорта РФ
В Якутии затопило семь сел
Россиянам дали советы, как правильно загорать летом
Бойцы группировки войск «Восток» за сутки уничтожили до 125 солдат ВСУ
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Все новости