Министерство культуры и охраны памятников Грузии освободило от должности художественного руководителя Государственного драматического театра имени Шота Руставели известного театрального режиссера Роберта Стуруа.
Режиссер сам сообщил об увольнении на своей странице в Facebook, написав «Меня сняли».
Стуруа также выложил копию приказа, который был подписан еще 9 августа: согласно ему контракт с худруком разрывается с 15 августа. Позже он дополнил запись в социальной сети, выразив удовлетворение от ситуации. «Я кайфую, сплю, ем фрукты (кажется, переел...) Короче, освободили меня, я свободен, я на свободе! The Freedom! — это для грузинских американцев», — приводит его запись в переводе на русский язык новостное агентство GHN.
В пресс-службе театра Руставели «Парку культуры» подтвердили, что приказ издан министром культуры и вступил в действие с момента подписания, но отказались комментировать сложившуюся ситуацию до прояснения позиции режиссера.
Новости о том, что минкультуры Грузии собирается уволить Стуруа, появились несколько дней назад, причем указывалось, что для этого планируется полностью упразднить должность художественного руководителя во всех грузинских театрах.
Увольнение режиссера связывалось с его политической позицией: он неоднократно критиковал власти страны и даже назвал их в интервью телекомпании «Маэстро» «бесталанными людьми» и «полудегенератами».
В понедельник, 15 августа, минкультуры Грузии выступило с опровержением слухов:
худруки в грузинских театрах останутся, а увольнять Стуруа никто не собирается.
«Информация о намерении освободить от должности Роберта Стуруа не соответствует истине», — говорилось в сообщении министерства. Тем не менее Роберта Стуруа, которому 31 июля исполнилось 73 года, всё же уволили из театра, а министр культуры Грузии Николоз Руруа в среду выступил с заявлением о том, что художественный руководитель театра имени Руставели был уволен из-за его ксенофобской позиции.
«Государство, которое по содержанию является мультиэтническим и мультикультурным, не сможет мириться и не станет финансировать ксенофобию. Под ксенофобией подразумеваются высказывания, этнические метаморфозы, которые Стуруа использовал в своих многочисленных интервью», – заявил Руруа в среду на пресс-конференции в Батуми.
«Считаю, что тиражированной ксенофобии нельзя давать «зеленый свет» в демократической стране, тем более что Грузия уже испытала это на себе в свое время.
Раздел наций на хорошие и плохие, раздел людей на классы – это делали в свое время большевики, и это знает господин Стуруа, он был знаком с большевиками, это делали в свое время и нацисты», – также сказал министр.
При этом Руруа не конкретизировал, какие именно высказывания Стуруа он называет ксенофобскими. Между тем, по данным грузинских СМИ, причиной критики властей в адрес Стуруа стало одно из его интервью, где он назвал президента Грузии Михаила Саакашвили армянином. В частности, Стуруа заявил, что не хочет, чтобы президентом его страны был армянин, который не поймет, чего хотят грузины. Это заявление вызвало бурю протестов грузинском обществе, а движение «Многонациональная Грузия» призвало к бойкоту и режиссера, и возглавляемого им театра.
В грузинской оппозиции по поводу скандала вокруг Стуруа заявили, что власти хотят взять под полный контроль сферу искусства. Как заявил журналистам в среду депутат парламента Грузии, председатель фракции «Единство за справедливость» Георгий Цагареишвили, «для любого авторитарного режима такой человек, как Роберт Стуруа, представляет опасность».
Новым местом работы режиссера может стать Театр на Таганке – такое предположение сделал источник агентства «Интерфакс» в Союзе театральных деятелей России. «Стуруа повел себя более чем лояльно по отношению к российским властям, они не могут этого не оценить», — передает агентство.
Стуруа пришел в театр имени Шота Руставели в 1962 году, а спустя три года поставил спектакль, принесший молодому режиссеру первый успех: это был «Сейлемский процесс» по пьесе Артура Миллера. С 1980 года Стуруа был художественным руководителем театра. Работа принесла Стуруа множество наград: он получил звания народного артиста Грузинской ССР и СССР, удостоен Государственной премии СССР. После распада Советского Союза он продолжил работу в театре Руставели, ставил спектакли в России, в том числе и «Мазепу» в Большом театре. В 2008 году, к 70-летнему юбилею, он получил российский орден Дружбы «за большой вклад в развитие русской культуры и искусства, укрепление российско-грузинских культурных связей», а до этого был удостоен и Госпремии России.