Во вторник стали известны итоги конкурса по выбору консультанта на генеральное планирование дальнейшего развития острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге. Как сообщила пресс-служба компании Millhouse (инвестор проекта), из четырех проектов, вошедших в шорт-лист, жюри выбрало концепцию американского бюро WORKac (WORK Architecture Company).
Для своего видения будущего Новой Голландии американцы используют образ «города в городе». Как говорится в описании проекта на сайте компании (http://work.ac/new-holland-island-st-petersburg), на острове должно найтись место для множества самых разнообразных объектов, служащих разным целям: «от изобразительного искусства и перформансов до новых технологий, образования, торговли и гостиниц». При этом разработчики проекта подчеркивают, что сознательно избегали добавления новых архитектурных элементов в ансамбль памятника.
«Мы работали, главным образом, отталкиваясь от облика зданий исторических складов, их богатого потенциала для общественной и культурной жизни», — говорится в описании.
Сердцем обновленной Новой Голландии должен стать публичный парк с огромным прудом, в котором установлены три чаши открытых бассейнов. Зимой пруд будет превращаться в каток, а в подогреваемых чашах купаться можно будет даже в январе.
Сложно сказать, насколько хорошо американские разработчики представляют себе питерский климат и учитывали ли они его особенности при воплощении своего проекта.
В сохраненных зданиях будут разбиты зимние сады, расположатся рестораны с оранжереями на крышах, кинотеатр, гостиница, магазины, выставочные залы и офисы. Также, по словам представителя американской мастерской Дэна Вуда, в Новой Голландии планируется разместить три центра: Центр искусств с музеем, Центр кино и моды с магазинами и Гастрономический центр с рынком. В каждом из этих центров, по мысли архитекторов, предполагается создать специализированные образовательные учреждения: школу искусств, кулинарную школу, студии для молодых дизайнеров и художников.
На «клине» острова разместятся подземный паркинг, автономная электростанция и инфраструктурные объекты.
Выигравшая конкурс американская компания является весьма солидной архитектурной мастерской. WORKac создана в 2002 году бывшими сотрудниками ОМА Рема Колхаса Дэном Вудом и Амале Андраос. Компания занимается многочисленными культурными проектами, а также большими градостроительными концепциями. Архитекторы WORKac работали над генеральным планом нового района БАМ (BAM District) в Бруклине, а также над головным офисом Дианы фон Фюрстенберг в районе Манхэттена Митпэкинг (Meatpacking District), который завоевал призы и премии по всему миру. Тремя основными проектами компании на сегодняшний день являются: музей Блаффер (Blaffer Museum) в Хьюстоне, Институт искусств имени Стерлинга и Франсин Кларк (Clark Art Institute) в штате Массачусетс и новый Детский музей искусств в Нью-Йорке. WORKac также является победителем конкурса на развитие района в самом сердце китайского города Шэньчжэнь. Журнал Icon включил компанию в список 25 самых влиятельных дизайнерских компаний мира.
Архитекторы участвовали во многих международных конкурсах и были удостоены награды Национальной американской премии дизайна в 2009 году.
На пути к победе WORKac обошла трех главных конкурентов. В шорт-листе конкурса помимо американцев находились David Chipperfield Architects (Великобритания), MVRDV (Нидерланды) и «Студия 44» (Россия). На этом этапе многие члены жюри отмечали, что все проекты, вошедшие в шорт-лист, удовлетворяют самым высоким требованиям. «Недопустимых для меня с эстетической точки зрения проектов нет, все более или менее удовлетворительны», — заметил, в частности, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
До момента вынесения решения жюри все представленные на конкурс проекты были представлены публике на выставке в Центральном военно-морском музее. По данным компании Millhouse, за две недели выставку посетили 6617 человек. Кроме того, до конца лета посетители могут побывать и на самой Новой Голландии – часть острова открыта для бесплатных посещений.
До 2004 года на Новой Голландии располагались службы Балтийского флота. После того как военные передали архитектурный памятник городским властям, был объявлен конкурс на реконструкцию и лучшее использование его помещений.
Победителем конкурса стал известный британский архитектор Норман Фостер, который предложил радикальный проект, вызвавший волну общественной критики.
В частности, многих шокировало то, что в ходе подготовительных работ на острове были снесены все здания, не имевшие формального статуса памятников культуры, но обладавшие безусловной исторической ценностью: Крыловский опытовый бассейн, лаборатория Д. И. Менделеева, оборудованная в годы Первой мировой войны радиостанция, которой в октябре 1917 года большевики пользовались для информационной войны с генералом Красновым. Реализовать свой замысел целиком сэру Норману Фостеру не удалось, так как девелопер проекта бизнесмен Шалва Чигиринский в связи с мировым экономическим кризисом не смог выполнить свои обязательства.
В ноябре 2010 года конкурс на реконструкцию острова выиграло ООО «Новая Голландия девелопмент», являющееся «дочкой» компании Романа Абрамовича Millhouse. Инвестор обязался вложить в остров не менее 12 миллиардов рублей за семь лет строительства.