Начнем с хорошей новости: на открытии выставки никто не пострадал — ни морально, ни физически. Дагестанец Магомед Кажлаев, калмык Николай Шиняев, абхаз Константин Инал-Ипа и другие участники проекта, записавшиеся в русские, чувствуют себя нормально. Эксперимент продолжается. Правда, окажется он недолгим: выставка будет работать всего четыре дня.
Автор проекта Алексей Кнедляковский, выступая на вернисаже, произнес следующее: «Авторы, которые собрались здесь, могли бы и вовсе не выставлять своих картин. Или показывать просто повернутые к стене холсты, но с указанием авторства — это уже был бы определенный посыл. В принципе, искусство должно говорить с обществом, что и происходит. Теперь про название «Я русский».
Честно говоря, с определенного момента меня стало раздражать, что какие-то непонятные люди носят майки с таким слоганом.
Если всякое быдло имеет право заявлять о себе, что они русские, то почему этого не могут сказать нормальные люди — например, люди искусства? Почему националисты решают за все общество, кому позволено называть себя русским, а кому нет? Между тем называть себя русским может любой человек, который чувствует себя таковым. И здесь собрались русские художники. Именно так я вижу идею проекта. Фактически мы забираем у националистов эти майки со слоганом и раздаем их всем желающим».
Вопреки ожиданиям выставка получилась не слишком политизированной, хотя и пестрой. К числу экспонатов, впрямую иллюстрирующих заявленную тему, можно отнести разве что опус художника (или художницы?) Камы, представляющий собой надпись «Россия» из подсолнечной шелухи на фоне триколора, да еще произведение Азиза Азизова под названием «Мантра среднерусской полосы», где многократно повторены фразы «я русский» и «халва». Следует упомянуть также о «программном» полотне Лусинэ Джанян, на котором крупными буквами начертан текст такого содержания: «Народу Российской Федерации от художника Джанян Л. Заявление. На основании статей 3 (часть 1), 6, 19 (часть 2), 26 Конституции РФ прошу считать меня русской». Этим манифестная часть экспозиции — по сути, вполне безобидная, — и ограничивается.
Остальные произведения, что абстрактные, что фигуративные, никакого провокационного подтекста не обнаруживают.
Проведенные некоторыми блогерами параллели с выставкой «Осторожно, религия!» здесь явно неуместны. Концепция выражена только на словах, и без предварительных комментариев случайный зритель вообще вряд ли поймет, что оказался свидетелем протестной акции.
Дабы лучше понять смысл мероприятия, корреспондент «Парка культуры» перемолвился с сокуратором выставки Алексеем Иоршем.
— Загодя могло возникнуть ощущение, что выставка будет насквозь политизированной. Однако на практике этого почти не наблюдается, за исключением нескольких экспонатов с ироническим или критическим подтекстом. Выставка как выставка. Из-за чего тогда шумиха?
— Мы все время ждем политизированных жестов, но забываем, что в основе любой выставочной деятельности лежит культура. Собственно, ее и хотелось показать — вернее, смоделировать. Нас обвиняли в некой предвзятости, но мы намеренно собрали очень разных авторов. Для социально-политического эффекта хватило бы и одних фамилий, однако мы все-таки хотели, чтобы проект получился по-настоящему художественным. Задача состояла именно в том, чтобы не скатиться в голую политику.
— Так вы же сами заложили в концепцию и в заголовок элемент вызова и даже провокации, а теперь рассуждаете о художественности...
— Здесь действительно содержится определенное заявление, и, тем не менее, мы не собирались покидать культурного поля. Важно было не просто заявить «Я русский», а дать понять, что речь идет именно о русском изобразительном искусстве. По моему глубокому убеждению, государствообразующим фактором является именно культура. Если бы мы ограничились лишь политическим заявлением, исчезла бы культурная составляющая. И, наоборот, если бы мы исключили из проекта всякую политику, то упустили бы общественный интерес к этой проблеме.
— Обильная полемика в ЖЖ по поводу выставки — это объективный показатель подобного интереса или ваш пиар?
— Разумеется, было бы нечестно сказать, что мы совсем уж не рассчитывали на некоторый пиар со стороны националистов. Они нам его, конечно, обеспечили. Но, вообще-то, удручает уровень дискуссии. Вместо того чтобы обсуждать вопросы культуры, люди начинают впадать в препирательства, обидели их или не обидели. Для меня это странно и страшно. Удивительный наблюдается пессимизм среди русских националистов. Они уже договорились до того, что, мол, давайте отдадим Сибирь, отдадим Кавказ — ради комфорта. Эти люди, берущие на себя смелость говорить от имени всей нации, пропагандируют установки, которые в итоге приведут именно к тому, чего они сами больше всего боятся. Мне кажется, с акцентированием и педалированием своих обид надо что-то делать. У меня, например, образ русского человека никогда не был связан с обидами на «других». Скорее уж, другие нации могли бы вспомниться по этому поводу... Всплеск подобной активности — признак серьезного кризиса национальной идентичности. Хотя справедливости ради надо заметить, что примерно половина виртуальных полемистов к идее выставки отнеслась одобрительно или просто спокойно.