Утром 14 июля перед штаб-квартирой Британского совета, расположенной возле Трафальгарской площади, собрались сотни лондонцев и журналистов в ожидании официальной церемонии открытия памятника Юрию Гагарину. У входа в здание Британского совета уже висели гигантские советские плакаты во всю стену и копия первого спутника.
Памятник Гагарину на аллее Мэлл, ведущей к Букингемскому дворцу, был установлен два дня назад, однако рано утром, в преддверии официальной церемонии, был накрыт черным полотном.
Это точная копия памятника Гагарину, созданного советским скульптором Анатолием Новиковым и установленного в 1984 году, в день 50-летия со дня рождения Гагарина, в Люберцах — городе, где учился первый космонавт.
Идея установить памятник первому космонавту в Лондоне родилась 18 месяцев назад у директора по визуальным искусствам Британского совета Андреа Роуз. «Этот проект родился из дружбы», — отметила Роуз. «Я всегда знала [дочь Гагарина, Елену] профессионально как искусствоведа. Сначала она была директором Пушкинского музея, а теперь выдающийся директор музея-заповедника «Московский Кремль», — рассказывает директор. Из двухсот российских памятников космонавту Роуз выбрала для Лондона серебристый монумент, выполненный из патинированного цинкового сплава и установленный в Люберцах, где Гагарин запечатлен перед стартом. Памятник в Люберцах известен тем, что космонавты традиционно перед полетом в космос возлагают к нему цветы. Однако в год празднования 50-летия первого полета человека в космос городские власти Люберец не согласились одолжить памятник Гагарину лондонцам. На помощь пришел Роскосмос, организовавший и спонсировавший производство в Ижевске точной копии памятника.
14 июля 1961 года во время визита в Великобританию, организованного профсоюзом литейщиков Англии, Юрий Гагарин, отучившийся на литейщика до того, как стать космонавтом, был приглашен на ланч с Елизаветой II, после которого королева подарила Гагарину две куклы для его маленьких дочерей.
А ровно 50 лет спустя его старшая дочь Елена Гагарина прилетела в Лондон официально открыть памятник своему отцу. В короткой трогательной речи Елена поблагодарила всех жителей страны за то, что Юрия Гагарина «сделали лондонцем». А принц Майкл Кентский, внучатый племянник Николая II и двоюродный брат Елизаветы II, обратился к собравшимся на двух языках — английском и русском с легким акцентом, отметив, что открытие памятника в Лондоне поможет улучшить отношения между «нашими двумя странами». На открытие пришла и английская тезка Елены Гагариной Хелен Шарман, первая и единственная женщина-космонавт Великобритании, совершившая космический полёт на орбитальную станцию «Мир» на космическом корабле Союз ТМ-12 в 1991 году.
Поздравления также прозвучали с Международной космической станции, космонавты которой в прямом эфире пошутили: «К сожалению, мы не можем к вам присоединиться, но душой мы с вами». Японский бортинженер МКС Сатоси Фурукава сказал, что «уверен в том, Юрий будет рад смотреть на статую великого британского первооткрывателя Джеймса Кука», расположенную напротив его нового памятника.
Британский совет сообщил, что 12-футовый (3,6 метра) памятник, установленный сегодня в самом центре исторического Лондона на постаменте из белого портландского камня, через год будет передан в дар одному из британских музеев.
А пока в здании Британского совета проходит выставка, посвященная 50-летию первого полета человека в космос. На ней представлены ранее никогда не выставлявшиеся в Лондоне экспонаты из истории освоения космоса советского периода – скафандр Гагарина, 80 фотографий из семейного архива космонавта, архивные видео полетов, советские космические плакаты, копии которых можно приобрести за 10 фунтов.
Мероприятия в Лондоне по празднованию первого полета человека в космос также включили в себя апрельскую серию бесплатных показов научных шоу «Русские в космосе» в лондонском Музее науки, фотовыставку «Поехали!» в королевском Альберт-холле и съемки режиссером Крисом Райли фильма «Первая орбита», в котором воссоздан вид из иллюминатора во время полета Гагарина в космос. В заключение стоит отметить, что в британских музеях до этого года не было представлено ни одного экспоната, посвященного советской или российской космонавтике.