Юрий Любимов покидает Театр на Таганке. Как сообщил режиссер, он доработает до конца сезона, который завершается 15 июля, затем уйдет в отпуск и больше не вернется. Причиной стал конфликт с актерами во время небольших гастролей в Чехии.
«С этими людьми, которые не умеют себя вести, тем более за границей, пускаются на шантаж и бунт, я больше работать не буду.
Я не рассердился и не обиделся. Я принял твердое решение: больше я с этой труппой не работаю», — сказал Любимов ИТАР-ТАСС.
Он напомнил, что еще год назад написал заявление об отставке, но тогда его уговорили остаться, причем на уровне руководства страны. Сейчас же Любимов считает все свои обязательства выполненными, а случай на гастролях был последней каплей, переполнившей чашу его терпения. «Я честно продержался год. Но нет условий для работы. Я ухожу, тем более после такого демарша», — подтвердил он.
Театр на Таганке привез в Чехию легендарного «Доброго человека из Сезуана» Бертольда Брехта, который сначала был показан на фестивале, посвященном этому спектаклю в Градце Кралове. Затем труппа должна была выступить в Праге на новой сцене Национального театра, и перед репетицией пражского выступления артисты в ультимативной форме потребовали выплатить причитающиеся им гонорары. По словам супруги режиссера Каталины Любимовой, актеры объявили, что до выплаты не будет ни репетиции, ни спектакля. «Чтобы не продолжать и не устраивать скандал перед чехами, и не позориться в чужой стране, режиссер передал им деньги», — сказала она РИА «Новости».
Репетиция в Праге была организована как мастер-класс – в зале собрались студенты и профессура чешских театральных вузов и пресса, и такое поведение коллектива на глазах у иностранцев особенно возмутило режиссера. Он посчитал, что случившееся – потеря престижа страны и русского театра. «Но, видимо, коллективу на это наплевать», — заявил он.
Спектакль, который состоялся вечером, был встречен зрителями овацией, но сам Любимов на финальные поклоны не вышел.
У актеров театра другой взгляд на события. Татьяна Сидоренко, которая работает в Театре на Таганке с 1971 года и исполняет в спектакле роль госпожи Шин, рассказала радиостанции «Эхо Москвы», что Любимов объявил коллективу: гонораров за спектакли не будет, а оплата работы будет произведена только суточными, которые (примерно 6 тысяч рублей) были выданы еще в Москве. В Чехии актеры узнали от организаторов, что гонорары всё-таки были предусмотрены – именно эти деньги они и попросили им выплатить, а об отмене репетиции или спектакля речи не было вообще. По словам Сидоренко, этот случай не первый.
«Нас всегда обманывали, что денег нет, что гастроли имиджевые. И эти деньги присваивались», — заявила она и добавила, что пока что об уходе Любимова говорить рано.
«Сколько я себя помню в этом театре, не проходило и года, чтобы Юрий Петрович из театра не уходил. И вот когда будет его заявление с просьбой освободить от занимаемой должности, тогда можно о чем-то говорить», — сказала она.
Позиция актеров нашла подтверждение и в репортаже газеты «Пражский вестник», корреспонденты которой присутствовали на репетиции: они отметили, что никакого ультиматума не было, «артисты написали заявление, в котором просили выдать гонорар за спектакли, не угрожая срывом репетиции или спектакля».
«Для нас было дико видеть, как оскорбляют людей, а многие из них — заслуженные и народные артисты, и именно в чужой стране, в Чехии. В микрофон на репетиции в адрес артистов звучали слова «оккупанты, нас не любят, вы – позор» и прочие оскорбления, при всем этом люди продолжали работать», — пишет издание.
Спектакль «Добрый человек из Сезуана» играет в истории Театра на Таганке особую роль. Именно им в 1964 году открылся театр: режиссером был Юрий Любимов, а роли исполнили студенты его курса из Щукинского училища, в числе которых были Валерий Золотухин и Николай Губенко. Спустя 30 лет, на рубеже 80–90-х годов Губенко уже в ранге министра культуры способствовал возвращению Любимову гражданства СССР и был оппонентом режиссера в деле о вывозе из России так называемой «библиотеки Шнеерсона». А в 1993 году Губенко увел часть труппы в «Содружество актеров Таганки» после скандала с попыткой приватизации театра. Символично, что именно актеры, занятые в этом спектакле в его нынешней реинкарнации, вероятно, станут причиной ухода бессменного руководителя со своего поста.
Впрочем, отставка Любимова может и не состояться. «Если в департаменте (культуры правительства Москвы – «Парк культуры») хотят, чтобы я работал, надо найти форму реорганизации театра», — заявил режиссер ИТАР-ТАСС.
«Юрий Петрович любит делать такие заявления, когда ему что-то очень не нравится и когда ему мешают что-то делать», — вспомнила Сидоренко.
Напомним, что в декабре 2010 года Любимов объявил, что уйдет из театра, поскольку устал решать хозяйственные проблемы: по федеральному закону 94-ФЗ все крупные бюджетные расходы должны были проводиться через организацию тендеров, что связано с большим количеством документов. Тогда вопрос решился обещанием руководства департамента культуры, в ведении которого находится Театр на Таганке, придать театру статус автономного культурного учреждения – этот вопрос не решен до сих пор, поскольку против такого подхода выступает труппа. Кроме того, Любимов был недоволен тем, что с художественными руководителями театров заключаются контракты на определенный срок, а у актеров таких контрактов нет. Эти же вопросы поднимались во время встречи Владимира Путина с деятелями культуры в Пензе, на которой было решено увеличить нижнюю границу тендера до 300 тысяч рублей (вместо нынешних 100 тысяч) и рассмотреть вопрос с введением контрактной системы для актеров. Что касается отставки Любимова, то московский департамент культуры тогда заявил, что никаких заявлений режиссер не писал.
Театральные скандалы в последнее время связаны именно с противостоянием труппы и худрука. В марте этого года ушел по собственному желанию из Театра Маяковского Сергей Арцибашев, а на прошлой неделе департамент культуры Москвы решил не продлевать контракт с Александром Галибиным из театра имени Станиславского. Этим увольнениям предшествовали многочисленные заявления и открытые письма коллективов театров.