Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Модернизация как секс втроем

В прокат выходит «Любовь втроем» Тома Тыквера

В прокат выходит «Любовь втроем» Тома Тыквера — иронико-философский трактат про любовный треугольник как модель для сборки новых ценностей и форм отношений между людьми.

Он (Себастьян Шиппер) и она (Софи Ройс). Он пересказывает ей краткое содержание двадцати лет, которые они провели вместе, и заглядывает вперед, к моменту, когда секс окончательно исчезнет из их жизни, и еще дальше, к самой смерти. Она первая, он позже. Она не согласна с доводами — за нее статистика, за него то, что она курит. Сейчас он сверху, она снизу. Симон и Ханна. Она ведет телепрограмму о современной культуре и заседает в комитете по этике.

Когда на одном из заседаний эротические работы Джефа Кунса привидятся Ханне в слайдах генного инженера Адама Борна (Дэвид Штризов), описанная Симоном траектория движения в будущее будет нарушена.

Главный немецкий кинематографист своего поколения Том Тыквер вернулся к родной речи после англоязычных работ («Рай», «Парфюмер», «Интернэшнл») — и вернулся с картиной, которая похожа на подведение промежуточных итогов. Десяток лет назад снявший пронзительную сказку о спасительной силе любви («Принцесса и воин»), режиссер теперь поверяет гармонию и дисгармонию человеческих душ и тел не математикой даже, а междисциплинарным исследованием на стыке экспериментальной генетики, социальной антропологии и культурологии.

Это не означает, что Тыквер надел очки, нахмурил лоб и с серьезным лицом читает лекцию о любви.

Он не академик, не мрачный пророк Мишель Уэльбек и тем более не унылый жонглер парадоксами и банальностями Аллен де Боттон. Жанрово его новый фильм оказывается комедией алленовского толка. Умные сорокалетние впутываются в банальную историю, и Тыквер беззлобно посмеивается над своими занятыми в сфере интеллектуального обслуживания героями, которые, конечно, плоть от плоти его.

В какой-то момент влюбленные преследуют один на двоих ускользающий объект желания, выставляя себя перед зрителем милыми дураками, ровно как в «Воображемых любовях» Ксавье Долана. Но если у юного канадца это был повод демонстративно поиронизировать над мелодраматизмом нежных сердец, прежде всего собственного, то более зрелый и умный немец просто отмечает клише как общие для всех маршруты душевных терзаний, чтобы потом столкнуть героев с совершенно новой реальностью.

При этом, чем более драматичное событие происходит в жизни персонажей, тем гротескнее шутит автор.

Самые забавные моменты в итоге связаны с раковой опухолью героя, а когда у Симона умирает мать, Тыквер доходит до того, что превращает ее в парящего перед сыном и декламирующего стихи ангела.

В итоге режиссер не просто дошучивается до того, что третий может быть не лишним: в этом не было бы ничего нового. Он предлагает эту мысль в качестве новой модели базового элемента социальной реальности, превращает ее в проект европейской модернизации, используя генное модифицирование как метафору для изменений иного порядка.

Тыквер создает из персонажа с чересчур говорящим именем Адам героя, который невольно трансформирует окружающую реальность. В лаборатории он создает адаптирующийся к новым структурам базовый элемент организма, который не просто приспосабливается к существующим условиям, а радикально их преобразует. Объясняя суть своей работы, вдохновенный ученый говорит, что получаемые клетки — богатый возможностями строительный материал, который в зависимости от потребности может стать более-менее чем угодно. То же самое можно сказать и про него самого. Постепенно нам открывается, что у Адама много увлечений: он играет в футбол, ходит в море на яхте, ездит на мотоцикле. Но квартира его пуста, и нет ничего, что определяло бы его сущностно. Он подобен создаваемым клеткам — способен заполнять любые формы, не имея собственного устойчивого содержания.

И, подобно вирусам, которые в его лаборатории несут новые элементы ДНК в клетки, чтобы породить новые структуры, Адам вторгается в ячейку, которой были Ханна и Симон, запуская процесс необратимых мутаций.

Тыквер не склонен драматизировать — скорее, наоборот. Предполагается, что человек может «забыть о биологическом детерминизме» (таково мотто Адама) и строить любого себя и мир, в котором живет, по клеточкам. Аргументы и иллюстрации подобраны весьма ловко. Если искать представленному способу рассказывать о вещах место на полках книжного магазина, то тыкверовская антропология «Любви втроем» займет место не среди академических изданий, а в разделе умного нон-фикшна. Там методологическая строгость ценится меньше парадоксальности выводов, а обстоятельность исследования не так важна, как яркость подобранных примеров. С парадоксальностью и яркостью у Тыквера все в порядке.

Новости и материалы
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Россиянин отсудил компенсацию у бывшей девушки за вещи, которые она выставила за дверь
Фриске показала, как выглядит ее грудь после пластики
Пилот, посадивший самолет в пшеничном поле, устроился на работу в такси
Гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг лично передал новый ИИ-ускоритель главе OpenAI
Уровень реки Ишим в Тюменской области превысил исторический максимум
В аэропорту Кишинева задержали очередную группу вернувшихся из Москвы оппозиционеров
В РФ хотят запретить «Антироссийское сепаратистское движение»
160-килограммовая модель Тесс Холидей рассказала о жизни с анорексией
Все новости