Выставка «Подарки султана: Искусство дарения исламских правителей», которая должна открыться в Художественном музее Лос-Анджелеса (LACMA) 5 июня, видимо, пройдет без российских экспонатов: Министерство культуры России не разрешило вывозить 38 отобранных для экспозиции предметов из опасений, что они могут подвергнуться судебному аресту.
Культурный обмен между двумя странами практически остановился после того, как американский суд округа Колумбия обязал Россию вернуть иудейскому движению «Хабад» так называемую «Библиотеку Шнеерсона» — собрание из примерно 50 тысяч рукописей и книг любавичских хасидов, которое хранится в Российской государственной библиотеке и главном военном архиве.
Представительница LACMA Барбара Пфломер не стала подробно рассказывать об усилиях, которые предпринимает музей, чтобы сформировать экспозицию в намеченном объеме. «Ситуация невероятно хрупкая, и мы делаем всё возможное, чтобы не разрушить договоренности», — заявила она, добавив, что выставка всё равно состоится, даже если экспонаты из России так и не приедут.
Она отметила, что на «Подарках султанов» планировалось показать именно дипломатические дары. «Ирония ситуации заключается в том, что мы попали в неё из-за дипломатов», — заключила она.
В числе намеченных к показу в LACMA предметов подарки от правителей Турции и Ирана, оружие, украшения и драгоценные доспехи XI – XIX веков. Их предполагалось получить в трех российских музеях.
Впрочем, несмотря на то что дипломаты приложили руку к возникновению указанной коллизии, основным посылом стало, как уже говорилось, решение американского суда. В августе прошлого года суд округа Колумбия завершил рассмотрение дела, длившееся шесть лет. Он обязал Россию вернуть расположенной в США организации любавических хасидов Agudas Chasidei Chabad часть семейного архива Шнеерсонов, которая находится в РГБ. Российское Министерство иностранных дел тогда назвало вердикт неправомочным и заявило, что Россия неподсудна судам США. Отметим, что еще до появления решения суда американские власти пытались принудить Россию передать «библиотеку Шнеерсона» хасидам, увязывая этот акт, например, с отменой поправки Джексона – Вэника. В начале 1990-х годов президент Борис Ельцин даже дал согласие на возвращение архива, но затем российская сторона заняла жесткую позицию, не в последнюю очередь из-за протестов сотрудников библиотек и музеев.
Минкульт России рекомендовал российским музеям не участвовать в американских выставках. Была отозвана выставка русских икон из музея в штате Массачусетс, нью-йоркский музей Метрополитен не смог получить четыре работы Сезанна для недавней выставки живописи XIX века, а хьюстонский Музей естествознания вообще отложил на неопределенный срок выставку «Сокровища Эрмитажа: царские регалии России», которая должна была открыться неделю назад.
Запрет коснулся музея Пола Гетти, национальной галереи в Вашингтоне и техасской галереи искусств Menil Collection.
Процесс «замораживания» обмена экспонатами оказался двусторонним. На прошлой неделе директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова объявила, что юбилейная выставка, которая откроется в мае 2012 года, может пройти без участия американских музеев. Музей Метрополитен отказался участвовать в выставке «Диор: под знаком искусства» в ГМИИ, из-за его же позиции пересматривается концепция сентябрьской выставки Музеев Кремля «Поль Пуаре».
Дипломаты, разумеется, пытаются найти приемлемое для обеих сторон решение проблемы.
«Мы ищем варианты решений, которые бы обеспечивали неподсудность российских выставок и гарантии их возврата в Россию», – сказал министр культуры России Александр Авдеев на пресс-конференции с участием иностранных журналистов в марте этого года. Конечно, вопрос о «библиотеке Шнеерсона» министру задавали и после этого, но отвечал он всегда одно и то же: видимо, прорыва в этой проблеме за прошедшие месяцы так и не случилось.
Власти США, напротив, уверены, что проблемы не существует.
Несмотря на решение суда, которое никто отменять не собирается, произведения искусства находятся в безопасности, считают сотрудники госдепа. Они ссылаются на федеральный закон, который запрещает любые юридические требования в отношении художественных работ, безвозмездно предоставленных некоммерческим культурным центрам в США. Защита экспонатов только этим законом явно не устраивает российскую сторону.
Любопытно, что члены движения «Хабад» стараются помочь музею в Лос-Анджелесе получить российские экспонаты. Представители движения даже заключили совместное с LACMA соглашение, направленное в окружной суд Вашингтона, в котором говорится, что «Хабад» не стремиться разрушить некоммерческий культурный обмен между российским и американским народами. «Этот процесс полностью защищен законами США», — говорится в документе.
«Нам не нужны ни имущество, ни какая-либо компенсация – мы добиваемся только возвращения книг и писем», — заявил адвокат «Хабада» Сет Гербер.