В апреле прошлого года российский бокс-офис внезапно стал интересен всем без исключения, а не только дистрибуторам, которым по должности положено: вторая часть «Утомленных солнцем» выходила в прокат с большой помпой, большим бюджетом и большими надеждами. Увы, чуда не случилось — вернее, случилось, но как-то наоборот: невнятные сборы в первый уикенд, закономерное падение на втором, длинном, и тихое исчезновение из кинотеатров после Дня Победы со стыдными 225 млн рублей. Напомним, что заявленный бюджет двух продолжений истории комдива Котова (вместе с сериалом) был около полутора миллиардов рублей.
Разочарование Никиты Михалкова, снимавшего эпос восемь долгих лет, оказалось столь сильным, что третий фильм не вышел, как планировалось, в ноябре 2010-го, а был отложен на «неопределенное время», которое наступило только сейчас.
«Цитадель» (повествование о взятии некой немецкой крепости силами все того же Котова, которому помогали 15 тысяч невооруженных солдат, а также комар, паук и мышь) всё-таки появилась в кинотеатрах. Однако, показывают картину лишь 570 копиями (почти в два раза меньше прошлогоднего) — как средний блокбастер, а премьера прошла уже не в Кремле, хоть и в центре города. Если учесть, что большую часть сеансов в расписании кинотеатров все равно занимают прочие участники проката, то перспективы у «Цитадели» были совсем нерадостные: «Бюллетень кинопрокатчика» прогнозировал картине четвертое место в рейтинге и 40 млн рублей.
В реальности всё получилось гораздо хуже, несмотря на внезапно умилившихся критиков: за уикенд с 5 по 8 мая картина «Утомленные солнцем-2: Цитадель» заработала, по предварительным данным, 19 млн рублей, в пять раз меньше, чем «Предстояние» годом раньше, и заняла лишь шестое место. Средняя наработка на копию в три с половиной раза меньше, чем у первого фильма: 33 тысячи. За 9 мая «Цитадель» добрала еще 5 млн. Ориентировочные общие сборы картины составят примерно 60—65 млн рублей, а общая выручка двух картин будет в пять раз меньше бюджета (300 млн).
Остается констатировать, что провала такого масштаба российский кинематограф еще не знал.
И, хочется надеяться, больше никогда его не повторит.
Тем временем на верхних строчках рейтинга ничего неожиданного не произошло. Фильм Джастина Лина «Форсаж-5» с Вином Дизелем в главной роли сохранил первое место, заработав примерно 142 млн рублей. На сегодняшний день российские сборы картины об обаятельных угонщиках машин, спасающихся от полиции и мафии в Рио-де-Жанейро, составили около 650 млн, и он уверенно вышел на второе место по итогам 2011 года среди самых кассовых фильмов проката России, уступив только мультфильму «Рио». В мировом бокс-офисе его выручка достигла $340 млн.
Кинокомикс «Тор» Кеннета Браны с Крисом Хемсвортом и Натали Портман сохранил второе место: 87 млн рублей за выходные и 370 млн за две недели — не так много, как у пятого «Форсажа», но достаточно, чтобы побороться за 4-е место в общем рейтинге года. Мировой прокат принес картине из вселенной компании Marvel примерно $250 млн.
Оставшиеся места в первой пятерке заняли новинки российского проката.
Фантастический боевик «Пастырь» с Полом Беттани вышел только в трехмерной версии — возможно, только поэтому он не смог обогнать «Тора», с которым делил 3D-залы. Фильм рассказывает о мрачном будущем, в котором правит церковь, опричниками которой выступают боевые пастыри. Один из них, нарушив запрет, отправляется спасать свою племянницу из лап вампиров — и спасет, пользуясь словом Божьим и холодным исключительно оружием. В России фильм собрал около 85 млн рублей за выходные, а в понедельник занял первое место и добавил к своей выручке еще 32 млн. Общие сборы «пастыря» в российском прокате составляют сейчас 117 млн.
Фильм «Жених напрокат» Люка Гринфилда занял четвертое место. Картина о непростых отношения двух подруг и жениха одной из них, поставленная по бестселлеру Эмили Гриффин, заработала за выходные 28 млн рублей. Несмотря на то что и в США фильм выступил невыразительно, собрав в стартовый уикенд всего $15 млн при 35-миллионном бюджете, Гриффин уже заявила, что сценарий сиквела готов: в нем будут действовать персонажи, которых сыграли Кейт Хадсон и Джон Красински.
И на последнем месте рейтинга остался боевик Джо Райта «Ханна. Совершенное оружие»: история о девочке-подростке (Сирша Ронан), которую её отец вырастил в заснеженной Финляндии на страх своим врагам из секретных спецслужб, заработала в российском прокате 24 млн рублей. Мировые сборы 30-миллионной картины составляют сейчас около $42 млн.