У всеотца Одина (Энтони Хопкинс) было два сына. Первый (Крис Хемсворт) — нормальный викинг: голубоглазый блондин, сильный, хвастливый и глуповатый. Второй (Том Хиддлстон) вроде как в детстве любил пошалить, но вырос невротиком со сложным отношением к папе, брату и господству над мирами. Миров девять: в одном живем мы, в другом — скандинавские боги, в третьем — ледяные великаны, про остальные можно уточнить в Википедии. Связующий миры радужный мост Бифрёст — пространственно-временной мост Эйнштейна — Розена, он же кротовая нора. Когда за самовольную эскалацию конфликта с великанами по мосту на Землю полетит лишенный отцом силы и молота Тор, своенравный бог приземлится аккурат под колеса своенравной девице-физику (Натали Портман), к которой прилагаются бестолковая аспирантка и коллега (Стеллан Скарсгаард), скандинавские корни которого хранят память о соответствующих мифах из детства.
Кинематографический уголок вселенной комиксов Marvel расширяется, причем по принципу построения ризомы: не отдельно взятые истории, но поэтапно выстраиваемая структура, в которой все со всем связано.
Вслед за двумя сериями «Железного человека» и «Невероятным Халком» выходит «Тор». Тем, кто не знал, что скандинавский бог грома спустился на ту же Землю, над которой воспарил изобретатель летающих доспехов Тони Старк, о том сообщит эпилог «Тора» по завершении финальных титров — двухминутное обещание встречи голубоглазого блондина с молотком и мстителей, представленных одноглазым директором секретной организации ЩИТ (Сэмюэль Латой Джексон).
Герои перечисленных фильмов, а также обладатель непробиваемого щита Капитан Америка (представляющая героя картина уже на подходе) сойдутся в «Мстителях», которые должны выйти в следующем году.
Что до достоинств данного эпизода, то радужный мост не всегда радужен. В доставшуюся ударнику-экранизатору шекспировских пьес Кеннету Бране историю про подвиги ударника-молотобойца подвох включен уже на уровне первоисточника, то есть комикса. Фигура Локи, суперзлодея серии и оппонента Тора, неоднократно подвергалась переосмыслению в поп-культуре: хитроумный бог брал на вооружением атомное оружие, чтобы удивить великанов; оборачивался склонным к шарадам, но радеющим за спасение мира архангелом Гавриилом. Во вселенной Marvel главный ревизионистский ход выглядит так: Локи скучен до невозможности. Это одержимый маниями, конкурирующий с братом и снедаемый недостаточно явленной любовью отца эгоистичный подросток.
Том Хиддлстон выжимает максимум из психоаналитического извода своего героя.
Верховным скандинавским божеством мог бы стать Стеллан Скарсгаард (кто сейчас, если не он), но его лицо недостаточно хорошо знакомо зрителям. Более выигрышный в этом смысле Энтони Хопкинс, впрочем, полфильма спит сном Одина, и это сводит на нет возможные сожаления о несправедливом распределении ролей. Натали Портман в роли астрофизика вполне уместна: у нее в багаже пара научных публикаций, так что никаких вопросов. Крис Хемсворт, конечно, не Дауни-младший, но так ведь никто не Дауни-младший.
В итоге получается самый незатейливый из кинокомиксов нарождающейся вселенной: немного погонь, немного схваток, пара шуток про нордические забавы с алкоголем и простые нечеловеческие сложности.
Душевные коллизии прочих марвеловских героев (переосмысление ценностей, управление гневом) чужды богу, которому всего лишь надо поменьше задаваться, ценить друзей и прислушиваться к тому, что старшие говорят: все остальное легко уладить с помощью молотка.