Прежде всего следует сказать, что на улице российских снобов от киномании сегодня праздник: в конкурсную программу 64-го Каннского кинофестиваля не попала ни «Елена» Андрея Звягинцева, ни «Утомленные солнцем 3: Цитадель», появления которой в списке втайне многие опасались. Российский кинематограф в этом году будет представлен только в программе «Особый взгляд», но делегатом станет автор блестящего «Шультеса» Бакур Бакурадзе.
В Каннах состоится премьера его второго полнометражного фильма «Охотник».
Основная программа в этом году, на первый взгляд, просто-таки рай для синефила. Никаких новых имен, никаких сенсаций, но жаловаться на конкурс, в котором одновременно участвуют Педро Альмодовар, Теренс Малик (доделавший многострадальное «Древо жизни»), финский панк Аки Каурисмяки (с иммигрантской трагикомедией «Гавр») и дебютирует в конкурсе автор живодерской «Кинопробы» Такаси Миикэ (с фильмом «Харакири: Смерть самурая»), как минимум невежливо. Это, конечно, не все. В конкурсе покажут новый фильм Ларса фон Триера «Меланхолия» — про то, как свадьба героини Кирстен Данст прерывается сообщениями о надвигающемся в ближайшие часы конце света. После того как «Антихриста» два года назад освистали, а режиссера чуть не убили на пресс-конференции, он возвращается с очень миролюбивым, судя по трейлеру, фильмом. Отдельная интрига заключается в том, как обладатель каннского антиприза доберется до фестиваля: известный своей аэрофобией Триер недавно выставил свой фургончик (в котором он обычно ездил по Европе) на продажу. Также новую работу покажет автор экзистенциально-кошмарной «Вальгаллы» Николас Уиндинг Рефн: его «Драйв» — это экранизация книжки про каскадера днем и водителя на ограблениях по ночам.
Появление этого режиссера в конкурсной программе – отдельный подарок отборщиков фестивальной публике, не смевшей даже мечтать о подобном счастье.
<1>
Режиссер «Последствий любви» и «Изумительного» (Приз жюри в 2008-м за исследование души бывшего премьер-министра Италии Джулио Андреотти) Паоло Соррентино представит в конкурсе свой первый англоязычный фильм «Должно быть, это то самое место», с Шоном Пенном в роли рок-звезды на пенсии, который ищет в Штатах беглого нациста. Актер освоил, кажется, новую ступень перевоплощения: в кадре он появится с начесом и в макияже Роберта Смита из The Cure. Еще один представитель этого итальянского поколения в конкурсе — обладатель «Золотой ветви» за «Комнату сына» (2001) Нино Моретти с комедией «У нас есть Папа» про депрессивного правителя Святого престола, который обращается за помощью к психотерапевту.
Всего жюри основного конкурса под руководством Роберта де Ниро будет выбирать из 19 картин.
Ранее уже сообщалось, что новый фильм Гаса ван Сента «Беспокойные» про смертельно больную девочку, давно погибшего японского летчика-камикадзе и мальчика, который видит призраков, откроет программу «Особый взгляд». Теперь стали известны имена и остальных участников. Помимо Бакурадзе в распоряжении жюри во главе с Эмиром Кустурицей окажутся «Hors Satan» богоискателя Брюно Дюмона («Жизнь Иисуса», «Фландрия», «Хадевейх») и автор победившей в прошлогоднем «Взгляде» комедии «Ха ха ха» кореец Хон Сан-Су с «Днем его прибытия».
Ну и наконец, главной внеконкурсной премьерой станут четвертые «Пираты Карибского моря», но не меньшего ажиотажа стоит ждать и на «Бобре» Джоди Фостер (простите), в котором общение с миром плюшевому бобру делегирует Мел Гибсон.
Вся эта россыпь достойных имен, конечно, обещает славную охоту – кажется, что конкурс должен оказаться сильным, как никогда, а награды обязательно достанутся лучшим из лучших. С другой стороны, два года назад, когда в конкурсе сразу оказались «Бесславные ублюдки» Тарантино, «Белая лента» Ханеке и «Антихрист» Триера, фестиваль вызвал скорее противоречивые, чем положительные эмоции. Тем не менее одно можно констатировать с уверенностью: такой обоймы безусловно сильных авторов (от Малика и Триера до Рефна и Миикэ) фестиваль не собирал уже давно.
Осталось дождаться открытия, когда 11 мая фестиваль начнется с показа «Полуночи в Париже» Вуди Аллена.