Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Новый Вавилен

В прокат выходит «Generation П»

В прокат выходит «Generation П». Припозднившаяся экранизация одного из лучших романов Виктора Пелевина оказалась вполне добротной и почти дословной, что, однако, не всегда идет ей впрок.

Выжимая из себя совкового раба по коричневой теплой капле пепси-колы новороссийского разлива, Вавилен Татарский (Владимир Епифанцев) делает карьеру, удивительную даже по меркам 1990-х: тогда финишные ленточки рынка рвали грудью не терпеливые пыхтящие марафонцы, но живущие мигом одним азартные спринтеры. Поторговав в ларьке, герой перековывается в копирайтера, от рекламы сигарет переходит к внедрению русской национальной идеи в народный ум (который традиционно ленив, зато гостеприимен), организует пиксельный правительственный переворот и вступает в брак с богиней Иштар, платонический, но с возможностями, безграничными, как космос.

Долго вынашиваемая дебютантом Виктором Гинзбургом идея фильма была во всех смыслах рискованной.

«Generation П» — возможно, самое блестящее, но при этом не самое киногеничное произведение Виктора Пелевина, который, не будучи Стивеном Кингом, в процессе написания романа наверняка не в первую очередь думает о технических возможностях переноса на широкий экран придуманных им образов. Из «Омона Ра», положим, получилась бы людоедская космическая сказка, гибрид «Отроков во вселенной» и кинофильма «Сволочи» (когда, между прочим, такое снимать, как не к юбилею полета Гагарина). Из «Чапаева и Пустоты» — примерно сериал «Адмирал», щедро присыпанный не дешевой панпатриотической пудрой, но умеренно разбодяженным кокаином. Из «Принца Госплана» — соответственно, «Принц Персии: пески времени», где артист Гилленхолл мерил бы кенгуриными прыжками не пустыню, а сиротские интерьеры советского НИИ, попутно ошпариваясь кипятком из электрочайников и больно врезаясь в монументальные чертежные доски.

В отличие от этих книг «Generation П» не подразумевает приветствуемой в кино остросюжетности — перед нами умеренно динамичная хроника встреч с интересными людьми.

С ними, кстати, в кадре полный боекомплект, и кастинг (Михаил Ефремов, Сергей Шнуров, Владимир Меньшов) следует признать одним из основных достоинств картины. Исполнителю главной роли Владимиру Епифанцеву, в свое время рубившему домохозяек в юмористическом ролике про стиральный порошок, не нужно объяснять, что такое креативный подход к рекламе. Да и свойственная его герою гамма чувств, которая подразумевает мгновенные переходы в самоощущении от сверхчеловека к твари дрожащей и обратно, отображается на лице артиста достаточно выразительно. Заслуживают внимания и разные по степени насыщенности камео знаковых медиаперсон, которых именно в 90-е водила молодость в сабельный карьерный поход: от покойного комика Романа Трахтенберга и основателя журнала ОМ Игоря Григорьева до художника-акциониста Павла Пепперштейна и Леонида Парфенова. Впрочем, массовка любовно подобрана из друзей и знакомых Кролика ради чистого приятельского удовольствия, а не с целью завлечь в кинотеатры побольше публики. Зритель не обязан ведь понимать проскальзывающие там и сям внутрицеховые каламбуры (например, отчего бритому наголо представительному персонажу второго плана вдруг так не нравится имя «Вася»).

Мало чего ловить на просмотре и человеку, лично не знакомому не только с легендарным экс-главредом «Коммерсанта» Андреем Васильевым, но и с литературным первоисточником, а просто пришедшему в кино на том железном основании, что массированная реклама на Первом канале ему уж всяко плохого не посоветует.

Как и роман, картина не стремится быть максимально понятной. Зато поклонники книги, ценящие к тому же, когда экранизация буквально воспроизводит если не дух, то букву полюбившегося произведения (как в случае с режиссерской версией «Мастера и Маргарита» Юрия Кары), имеют шанс остаться абсолютно довольными. Виктор Гинзбург, скажем, с самоубийственной, казалось бы, даже для более матерых постановщиков решимостью берется перевести на визуальный язык эзотерические вставные тексты из вдохновлявшей Татарского папки «Тиамат». А это дело лишь немногим более благодарное, чем экранизировать справочник «Желтые страницы». Прочие давно обжитые в повседневном быту цитаты тоже более или менее на месте. Почвеннический монолог Вовчика Малого («А ведь мы — Россия! Это ж подумать даже страшно! Великая страна!») изливается из уст артиста-физкультурника Олега Тактарова с безапелляционной непринужденностью лавы, бьющей всем назло из вулкана Эйяфьядлаёкюдль.

Сцены, требующие визуального размаха, Виктор Гинзбург переносит на экран с партизанской сноровкой героев романа, которые в какой-то момент без проблем монтируют ролик, где «росла и рушилась Вавилонская башня, разливался Нил, горел Рим, скакали куда-то по степи бешеные гунны» из обрезков старых фильмов.

Так, картина начинается с настраивающей на правильный сентиментальный лад советской хроники с Брежневым и черноморскими курортами. Жалко, что нет эпизода, где памятник Петру Великому расстреливают снарядами в ходе масштабной бандитской стрелки. Ведь можно было, ну, теоретически, договориться с продюсерами третьей «Любови-Моркови» и успеть вклеить (для блезиру искусственно состарив пленку и вырезав Орбакайте) кусочек, в котором колосса у ЦДХ крушат вполне хлебосольно и представительно.

Главная проблема фильма, которая не то чтобы все портит, но добавляет изрядную ложку дегтя, заключается, как ни странно, в литературном материале. Роман хорош, но Пелевин ведь почти всегда с паранормальной репортерской ловкостью стенографирует реальность, которая здесь и сейчас (пусть и с вылазками в нездесь и завтра). То есть как рассказчик он ничего не должен авторам последующих, а тем более припозднившихся интерпретаций.

В конце 1990-х было и смешно, и неловко смотреть в новостях на кулем падающего с самолетного трапа Ельцина и чуть ли не на следующий день находить данному событию у Пелевина убедительное мистическое объяснение.

В игровой ленте 2011 года этот, пусть и ключевой для сюжета, эпизод, равно как и развернутые шаржи на Гусинского и Киселева, выглядит уже просто неловкостью. Постановщик, надо отдать ему должное, в порядке законной режиссерской отсебятины пробует подверстать к истории современные реалии (здесь есть, например, Андрей Панин в роли цифровой куклы Путина), но для того, чтобы раскрыть тему, фильму не достает смелости и свободы, присущих роману. В итоге добротная экранизация одной из лучших русских книг конца прошлого века местами напоминает что-то вроде сафари с пассивным участием львов, которые в силу понятных обстоятельств не в состоянии рыкнуть в ответ или заехать тяжелой некогда лапой.

Новости и материалы
Путин раскрыл данные о росте объема добычи газа в России
В Пентагоне против использования американского оружия по территории России
Пекин запускает масштабную программу помощи девелоперам
Женская сборная Литвы отказалась играть с Белоруссией
ВСУ ударили ракетами по городу Свердловску в ЛНР
В США заявили об отсутствии планов по отправке военных инструкторов на Украину
Попавшие под санкции танкеры перестали возить нефть
Терапия бесплодия повышает риск болезней сердца, выяснили ученые
Правительство ослабит запрет на экспорт бензина
Косторная о занятиях балетом: мне все время не нравится
В Госдепе недовольны идеей МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Нетаньяху увидел антисемитизм в возможном ордере Международного уголовного суда
Креативность и юмор улучшают самочувствие пожилых, установили ученые
В Пентагоне заявили о непричастности США к крушению вертолета Раиси
Ученые нашли способ улучшить терапию опасного рака мозга
Певец Лоза об игроке «Спартака» Джикии: возраст тоже берет свое
В Пентагоне прокомментировали гибель Раиси
Байден раскритиковал требования МУС о выдаче ордеров на арест руководства Израиля
Все новости