Заседание общественного градсовета по реконструкции здания «Геликон-оперы» наконец-то состоялось и закончилось победой театрального сообщества: принято решение продолжить работы по существующему проекту, а это означает, что театр обзаведется большой сценой, выстроенной на месте бывшего двора усадьбы, коллектив будет сохранен, а режиссер Дмитрий Бергман не уедет заграницу. Члены градсовета были единодушны, против не проголосовал никто. Доводы защитников культурного наследия столицы хоть и прозвучали, но услышаны не были: на градсовет, видимо, произвели неизгладимое впечатление упоминание о 15 годах, которые продолжается реконструкция, собранные подписи на разрешительных документах и эмоциональные выступления актеров и певцов.
Заседание общественного совета Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города (общественный градсовет), на котором должна была решиться судьба театра, откладывалось дважды — в январе и феврале этого года; причины отсрочек назывались разные — от болезни главного архитектора до занятости главы совета Владимира Ресина. Но было понятно, что долго тянуть с принятием решения — любого — не получится:
стройка была заморожена еще в октябре 2010 года, но даже в этом состоянии продолжала требовать вложения средств.
Об этом напомнил в своем докладе автор проекта реконструкции, глава Союза архитекторов России Андрей Боков.
В немногих аналогичных ситуациях градсовет уже становился на сторону защитников памятников: к примеру, была отменена стройка на Хитровской площади. Но в данном случае пришлось выбирать не между абстрактными памятниками и интересами бизнеса — лицом к лицу столкнулись две ветви культурной составляющей столицы, и потребовалось полгода, чтобы принять хоть какое-то решение.
Заседание выродилось в обмен мнениями: позиции всех выступавших были определены давно, и ничего нового ни члены театрального или архитектурного сообщества, ни представители общественных организаций «Архнадзор» и ВООПИК не сказали — всё уже было говорено множество раз.
Театралы упирали на то, что «Геликон-опера» за 20 лет существования стала узнаваемым в мире брендом, что идет только на пользу Москве. Архитекторы дружно отмечали хороший проект, который сделали в мастерской «Москпроект-4». Их поддержали актер Евгений Миронов и певец Лев Лещенко, а глава театрального союза Александр Калягин прислал письмо со словами поддержки. Представители «Архнадзора» и ВООПИК и специалист по реставрации, профессор МАРХИ Наталья Душкина, упирали на то, что проект выполнен с нарушением существующего законодательства, и требовали выполнения того, что записано в законах.
Впрочем, Владимир Ресин упомянул о том, что определенные ошибки были, но добавил, что сейчас исправлять их поздно и надо достраивать то что есть. «Если бы мы сейчас рассматривали этот проект, то приняли бы другое решение», — заключил он, заявив, что раз решение уже принято, то «будем строить».
Координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин результатами градсовета, конечно, был недоволен. При этом он считает, что подобный опыт полезен с точки зрения будущего. В этом его поддержал и Владимир Ресин, который во время заседания прилюдно сказал, что не надо считать выступления «Архнадзора» чушью. «Это не чушь, к сожалению», — констатировал он.
Александр Кибовский, который профессионально занимается охраной культурного наследия, возглавляя соответствующий департамент правительства Москвы, согласился с мнением коллег по градсовету.
Его речь была едва ли не самой короткой, да и выступил он лишь по предложению Ресина, напомнив о «больших замороженных объемах» и заявив, что «надо разбираться». Вторым шансом заявить о своей позиции (Ресин пытался предоставить ему слово при голосовании) Кибовский не воспользовался. Впрочем, в данном случае Кибовский, скорее всего, находился под грузом прошлых заслуг: в 2009 году Росохранкультура, которую он в то время возглавлял, выдала заключение, что здание усадьбы памятником культуры не является.
Любопытно, что на заседании на этот вопрос — является усадьба по адресу Большая Никитская, дом 19/16, памятником культурного наследия или нет — ответа так дано и не было. А ведь строительство полгода назад останавливалось как раз для того, чтобы дать время на историко-архитектурные исследования, но об их проведении или результатах ничего не говорилось.