«Где же ты была, когда я снимался в кино?» Этот вопрос 94-летний Кирк Дуглас задал ведущей церемонии Энн Хэтэуэй — появление легендарного Спартака было самым неожиданным и самым трогательным моментом церемонии. Говорят, что вручать приз за женскую роль второго плана (Мелисса Лео, «Боец») должны были прошлогодние победители Моник (из «Сокровища») и Кристоф Вальц (Ланда из «Бесславных ублюдков»), но они в последний момент отказались и пришлось выпускать тяжелую артиллерию. Комический выход живого классика, удачно прихватившего победительницу за талию, стал камертоном 83-й церемонии вручения «Оскара».
Академики, выпустив на сцену Дугласа, показали, что, с одной стороны, все еще живы и способны ценить молодых по достоинству, а с другой, продемонстрировали триумф проверенных временем ценностей.
Расклад номинантов в этом году был во многом даже драматичнее прошлогоднего, когда за главный фильм состязались бывшие супруги Джеймс Кэмерон и Кэтрин Бигелоу с «Аватаром» и «Повелителем бури». Тогда провал революционного кэмероновского фильма был сглажен возможностью впервые выдать главный приз женщине — красивой и невероятно талантливой Бигелоу.
В этот раз декоративная демократичность академии фактически оформилась как специальный жанр.
Несмотря на беспрецедентную десятку претендентов на лучший фильм, основная интрига заключалась в том, победит ли чужак и бука Дэвид Финчер с «Социальной сетью» или аккуратный и достойный «Король говорит!» Тома Хупера. Поначалу все шло почти по плану: приз за адаптированный сценарий взял Аарон Соркин («Социальная сеть»), награду за лучший саундтрек — Трент Резнор (за нее же), поощрять которого в этом сезоне стало таким же хорошим тоном, как и его почтительное «holy shit» в твиттере. Но, когда Стивен Спилберг объявлял победу «Короля», никакой интриги уже не было: режиссерский приз, который прочили Финчеру все (от блогеров до самых авторитетных критиков), уже забрал Хупер, более чем красноречиво обозначив позицию премии. Фильм о том, как человек перевернул мир, по которому, в конечном счете, запомнят прошлый год, проиграл картине о том, как человек превозмогает заикание, чтобы быть со своим народом, — выбор, который от оскаровского комитета можно было ждать и десять, и двадцать лет назад. Сыгравший короля Георга VI Колин Ферт практически повторил прошлогоднюю судьбу Джеффа Бриджеса, получившего приз фактически за заслуги благодаря роли алкоголика с гитарой из «Безумного сердца».
«Король говорит!» также оказался куда более достойным вариантом для поощрения, чем прошлогодний бенефис Ферта в «Одиноком мужчине»: там британец играл гея, а здесь — важную историческую личность.
<1>
Абсолютно заслуженными стали победы Натали Портман («Черный лебедь») и Кристиана Бейла («Боец»): оба совершили по большому актерскому подвигу (она научилась танцевать на пуантах, он похудел на 13 кг), оба снялись в достойнейших картинах. Правда, те, кто смог полюбить «Черного лебедя», полюбили его совсем не благодаря Портман, а из-за дикой творческой наглости Даррена Аронофски, выстроившего жесткий баланс между высокой драмой и площадным фарсом, а режиссер как раз остался без награды. Впрочем, без призов остались и братья Коэны с «Железной хваткой», хотя, повторимся, Джефф Бриджес сыграл там одну из своих лучших ролей, но, как пошутила оглашавшая победителя Сандра Буллок, «надо дать попробовать и остальным».
Пролетел мимо наград и Бэнкси со своим «Выходом через сувенирную лавку» (победило «Внутреннее дело»). И вот за то, что академики лишили нас выхода (пусть и в маске) одного из главных художников современности, впору было бы и обидеться.
Впору бы, но не стоит. Феномен «Оскара», несмотря на борьбу за рейтинг и профсоюзные проклятия, в общем, не в том, что он отражает все самое актуальное в кинопроцессе. Стоит попытаться всерьез разозлиться на академиков, как в памяти тут же встает или тот же Кирк Дуглас, или блестящий выход Рассела Брэнда и Хелен Миррен (надеемся, что его не вырежут из записи — великая актриса говорила по-французски и обзывала напарника), или, в конце концов, Джастин Тимберлейк, который вышел к микрофону, чтобы, запинаясь, признаться: «Я Бэнкси». Для всего голливудского пантеона «Оскар» — это не в последнюю очередь отличный повод встретиться, а для нас — понаблюдать за ними и лишний раз, ну да, умилиться. А то, что из года в год становится все менее понятно, зачем им для этого дарить друг другу золотые статуэтки, быть может, лучше списать на то, что им там, на голливудских холмах, виднее.