Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Королева встряхнула Англию

Рецензия на новый альбом Пи Джей Харви «Let England Shake»

На своем новом альбоме «Let England Shake» Пи Джей Харви поет тихую отходную Европе, попутно подтверждая свой статус инди-королевы.

Слово «королева» как-то совершенно незаметно стало обязательным для статей о Пи Джей Харви в профильной музыкальной прессе, чем-то вроде вечного спрингстиновского «босса». Вот и теперь, когда за неделю до официального релиза альбом «Let England Shake» выложен в сеть для свободного прослушивания, почти каждая из опубликованных рецензий содержит царственный титул. В случае с британскими изданиями типа какого-нибудь NME это легко объяснимо: Харви — национальное достояние, британка, завоевавшая американский рынок с такой убедительностью, что о ее национальной принадлежности все даже как-то позабыли. Кроме того, ее новая работа имеет вполне королевскую концепцию. Вместо традиционного для прошлых пластинок душевного эксгибиционизма певица обратилась к жанру политической песни:

каждая из композиций посвящена тлеющему закату Европы и медленному уходу в небытие родной Англии, которой действительно неплохо бы встряхнуться.

Тема эта, конечно, не новая, не оригинальны и музыкальные средства, которые Харви берет для ее реализации. Основным инструментом здесь выступает автоарфа (или электрогусли — в наименовании источники расходятся), мелодии призрачны и будто придушены подушкой, а стиль в целом можно было бы обозначить фразой «и стайкою наискосок уходят запахи и звуки». 40-летняя Пи Джей, начинавшая с истошного женского рока и продолжившая карьеру в роли женской версии Ника Кейва, теперь берет не прокуренными модуляциями, а матовым фальцетом. Вообще «Let England Shake», если отвлечься от гражданской позиции, больше всего похож на первые альбомы Бьорк, разве что там (в силу, видимо, отсутствия политического пафоса) звук был суше и остроумнее, а связки исландской феи крепче и гибче, чем у британской коллеги. Текстуально же Харви, записавшаяся ради сочинения новых песен на специальные поэтические курсы, на этот раз играет на территории между, грубо говоря, земфириным «эти серые лица не внушают доверия» и галичевским «облака плывут в Абакан».

В общем, для рядового меломана, чего греха таить, все это звучит либо скучновато, либо вторично.

И вот тут как раз и возникает главный вопрос: почему королевский титул так прочно пристал к Харви, а ключевые издания единодушно выставили «Let England Shake» высшие оценки? Ответ найдется легко, стоит только внимательно посмотреть на путь певицы к славе. Вспомнить, например, что «инди-Мадонной» ее стали именовать с первых же альбомов «Dry» и «Rid Of Me» — она крайне точно попала во время. В отличие от более пролетарских и отчаянных The Breeders или Babes in Toyland ее песни несли не только заряд сексуальности и неустроенности, но держали напряжение чисто английской сдержанностью. Кроме того, Харви помимо гитары играла на саксофоне, чем сразу покорила любителей экзотики. Позднее она одной из первых почуяла, что время грохочущего панка и гранжа уходит в прошлое, а в моду входит приглушенная истерика Radiohead и пост-панк с иголочки, и записала с Ником Кейвом знаменитую «Henry Lee». Последний поворот в карьере Пи Джей случился в 2007-м, когда она сменила черное платье и солдатские сапоги на белую хламиду с рюшами и записала предельно странный фортепианный альбом «White Chalk», традицию которого, в общем-то, продолжает «Let England Shake».

Секрет популярности Харви в том, что на каждом этапе ей удавалось быть не новатором, но популяризатором актуальных идей.

Она не опережала время, не совершала рискованных прорывов, но, когда экспериментаторы останавливались, аккуратно делала полшажка вперед и вновь оказывалась, ну да, королевой. Это касается и «Let England Shake». Анемичность этого лишенного хитов альбома, в конечном счете, именно то, что сегодня особенно в цене. Гипнагогия, витч-хаус, дабстеп: самый частотный эпитет в отношении многочисленных новых стилей — «интересный». Харви интересничает, что и говорить, виртуозно: вставляет тему «Istanbul Not Constantinople» в титульную композицию, внезапно играет побудку на трубе, поет о розах под ногами солдат. Все это, правда, складывается не в песни, а в музыкальный мираж, пост-Бьорк и пост-Йорк (с лидером Radiohead певица в свое время даже записала песню), в котором она безраздельно и по праву царствует, но в соответствии с национальной традицией предпочитает не править.

Новости и материалы
Дочь Гвинет Пэлтроу обвинили в отсутствии манер после Бала дебютанток
Дзюба установил личный рекорд в матче с «Оренбургом»
Роскомнадзор заблокировал крупнейшие библиотеки аниме в России
В России подорожал бензин
В Нидерландах выявлена нехватка мест для новых заключенных
Хлои Кардашьян об отказе от психолога: «Слил в таблоиды»
Деми Мур объяснили, почему задумалась о завершении карьеры
Россиянину сломали челюсть, так как тот отказал прохожему в сигарете
Эмили Ратаковски впервые за долгое время показала фото с 3-летним сыном
Сергей Собянин рассказал о планах строительства новых линий метро
Орбан выразил надежду на ватиканский опыт в урегулировании конфликта на Украине
Запущенный с космодрома в Плесецке военный спутник успешно выведен на орбиту
Овечкин впервые после травмы вышел на лед в полной амуниции
58-летнюю Сальму Хайек раскритиковали за изменившуюся фигуру: «Подсела на Оземпик»
В МИД РФ заявили, что Россия ждет новую администрацию США
Кадыров заявил о скором завершении СВО
Собянин: ВСМ сократит время поездки из Москвы в Санкт-Петербург вдвое
42-летняя Вера Брежнева снялась в боди и кожаном тренче после новости о новом романе
Все новости