В прошлом году члены Американской киноакадемии, испуганные падением рейтингов церемонии, предприняли решительный ход – расширили число номинантов на лучший фильм с пяти до десяти, получив возможность включить в список зрительские хиты. Тогда, впрочем, интрига с расширением списка не сработала — напряжение сосредоточилось между двумя картинами, а ключевым вопросом был, что победит – чудо «Аватара» или саперская правда «Повелителя бури». В этом году увеличение числа участников гонки себя оправдало – год выдался на редкость удачный, каждый из десяти участников свою номинацию заслужил, и кто из них выйдет победителем – остается до определенной степени неизвестным.
Все идет к тому, что одного из главных (за лучший фильм или за режиссуру) «Оскаров» дадут Дэвиду Финчеру за «Социальную сеть» — безоговорочного фаворита по числу разнообразных премий.
Дело, впрочем, даже не в общественном признании, а в том, что время пришло – до «Глобуса» режиссер за свои картины ничего не получал. Тем более что и картина, в отличие от спорных «Отступников», за которых Скорсезе наградили по совокупности заслуг, вышла более чем достойная – критики утверждают, что именно она заставит запомнить прошедший 2010 киногод. Дополнительная интрига заключается еще и в том, получит ли статуэтку автор саундтрека картины – индастриал-рокер и бывший «плохиш» Трент Резнор. Лента «Король говорит!», в свою очередь, заставит себя запомнить за лидерство по числу номинаций – на «Оскаре» фильм лидирует по 11 позициям. Наиболее вероятна для картины победа Колина Ферта, одного из лучших современных британских актеров, сыгравшего короля Георга VI. Номинации для «Железной хватки» Коэнов и «127 часов» Дэнни Бойла вряд ли увенчаются наградами, авторы картин совсем недавно получили по статуэтке, и выдать их им вновь будет почти вызывающим.
Номинация для Дарена Аронофски за «Черного лебедя» также, скорее всего, не сбудется наградой, но сама по себе знаменует окончательный прорыв начинавшего с радикального независимого «Пи» режиссера в высшую голливудскую лигу.
Зато не попал в режиссерскую номинацию автор «Начала» Кристофер Нолан – академики дистанцировались от причисления картины к «настоящему искусству» и ограничились «лучшим фильмом» и техническими номинациями, к которым в случае сновидческого триллера вопросов действительно не возникает.
Также довольно условной неожиданностью можно считать попадание Николь Кидман в список номинантов на лучшую женскую роль за «Кроличью нору» — лента о родителях, переживающих смерть ребенка, сделана так откровенно под «Оскар» для Кидман, что эта бесцеремонность могла смутить академиков. Но не смутила.
В целом же список номинантов в кои-то веки не внушает смешанных чувств. Все интриги, которых ждали на протяжении года, состоялись. Есть, впрочем, и исключения. Так, например, неожиданно заставил удивиться список номинантов на лучшую документалку, в которую не попал сандэнсовский хит «Зубатка», но зато угодил Бэнкси со своим замечательным «Выходом через сувенирную лавку». Про степень документальности этой картины до сих пор не утихают споры: сам уличный художник утверждает, что все рассказанное там – правда; знакомые с предметом очевидцы – что мистер Мозгоправ — альтер-эго самого Бэнкси. Нам же остается только поразиться остроумию – не важно, чьему, и порадоваться, что «Лавку» оценили по достоинству.
Дополнительный интерес победа художника традиционно представляет в связи с тем, кто выйдет получать награду.
Ну и напоследок о не попавших в список. Мимо главных номинаций пролетел Тим Бертон со своей «Алисой в Стране чудес» — шизофренический луна-парк оказался слишком попсовым в год, отмеченный невиданным успехом артхаусных картин. Также удивительно, что в число номинантов на лучший анимационный фильм не попала «Рапунцель: Запутанная история», снискавшая одинаково теплый прием как у критики, так и у зрителей. Зато попал туда другой (опять-таки артхаусный) мультфильм – «Иллюзионист» автора «Трио из Бельвилля» Сильвена Шомэ.
Ну и, наконец, о главном – о рейтинге.
Год назад речь шла о том, сможет ли церемония вернуть себе интерес зрителей, недовольных выбором академиков, за счет увеличения числа номинантов и не самого ожидаемого выбора победителя гонки. В этом году трансляция очевидно получит еще более высокий рейтинг – выбор академиков оказался почти безупречен, как с точки зрения искусства, так и в смысле зрительских симпатий. Большинство картин в списке номинаций на лучший фильм сделали очень приличную кассу — «Железная хватка» Коэнов так и вовсе сенсационные для артхаусных режиссеров 138 миллионов, «Черный лебедь» Аронофски — 80 миллионов, не говоря уже о «Начале» и «Социальной сети». В общем, этот год оказался идеальным для «Оскара» — идиллическая встреча искусства, коммерции и зрителя.
Впрочем, утверждать наверняка что-либо в этом году, пожалуй, преждевременно – церемония вручения наград состоится 27 февраля.