История с фильмом «Мастер и Маргарита» Юрия Кары — фантасмагория в духе самого романа. Считается, что книга Булгакова всегда противилась экранизациям и посмевшие на нее замахнуться киношники неизбежно сталкивались с трудностями и едва ли не мистическими неприятностями. Подобных разговоров, судя по всему, участники съемок наслушались вдоволь — вопросы о мистических совпадениях вызывали у присутствующих на пресс-конференции актеров измученные улыбки.
Точку в этих разговорах на пресс-конференции поставил сыгравший Ивана Бездомного Сергей Гармаш, заметив, что эту тему уже полностью раскрыл канал НТВ.
Юрий Кара на пресс-конференции отсутствовал, зато были исполнители главных ролей — все, кроме Мастера и Маргариты. Оказалось, что роман они воспринимают совершенно по-разному. Валентин Гафт (Воланд) считает, что его герой прислан едва ли не небесами: «Это не темная сила, а сила справедливая. Какая здесь, к черту, бесовщина?» Актер Николай Бурляев (Иешуа), напротив, утверждает, что роман написан с позиции дьявола и к «Мастеру и Маргарите» есть масса вопросов относительно нравственности — та же любовная линия, ведь замужняя Маргарита позволяет себе адюльтер. Впрочем, актер признал, что, при всей критичности к собственным ролям, он уверен, что Га-Ноцри — лучшая роль в его карьере. Александр Филиппенко (Коровьев) говорит, что «Мастер и Маргарита» — зашифрованный дневник личных переживаний Булгакова». А Гармаш заявил, что жанр романа нельзя свести к какому-то одному жанру — мистике или фэнтези — это сложный симбиоз, и именно поэтому его так сложно перевести с языка литературы в какой-то другой формат. Также актер добавил, что сейчас, возможно, он бы вообще не стал браться за эту роль, потому что убедился, что адекватно экранизировать «Мастера и Маргариту» невозможно.
Когда зашла речь о телеверсии «Мастера и Маргариты» авторства Владимира Бортко, Александр Филиппенко сказал, что у Бортко получилась не булгаковская фантасмагория, а реалистичное кино в духе «Бандитского Петербурга». Тем не менее некоторые актеры снялись в обоих фильмах — Гафт появился у Бортко в роли Каифы, а сам Филиппенко снова хотел сыграть Коровьева, но эту роль приметил для себя Александр Абдулов, и Филиппенко достался Азазелло.
Пресс-релиз «Мастера и Маргариты» начинается с фразы «Фильм, о котором все говорят, но никто не видел», но это, конечно, большое преувеличение. Монтажная копия фильма уже несколько лет лежит на торрентах: кто хотел, «Мастера и Маргариту» давно посмотрел, и что из себя представляет фильм Кары, знает. Если вкратце, то режиссер решил обойтись без компьютерной графики и об этом впоследствии не пожалел: спецэффекты 90-х сейчас смотрелись бы, мягко говоря, несовременно. Зато Кара скрупулезно подошел к выбору фактуры: каморку Мастера нашли в одном из арбатских переулков, сцены с Иешуа снимали в Иерусалиме.
Подробное описание расхождений с романом можно найти на «Википедии», а что на бал у Сатаны режиссер пригласил Сталина и Гитлера, не обсудили только ленивые.
Создатели картины утверждают, что копия для кинотеатров отреставрирована и приведена в соответствие с нормами современного кино — глядя «Мастера и Маргариту», зрителю и в голову не придет, что этот фильм сняли 20 лет назад. Увы, по продемонстрированному тридцатиминутному отрывку этого не скажешь: лента выглядит как древнее ископаемое из эпохи советского кино — блеклые цвета, потертая пленка. Впрочем, сегодня нарочитая ветхость может сойти за стилистический прием и превратиться в ноу-хау.
Да и сотрудники компании братьев Вайнштейн, по словам продюсеров, «Мастера и Маргариту» хвалили — после просмотра ленты они говорили, что «России есть чем гордиться».
Планы у продюсеров «Мастера и Маргариты» достаточно амбициозные — выпустить картину в количестве около тысячи копий, добиться внеконкурсного показа на Каннском фестивале и договориться о показе более длинной телеверсии с одним из федеральных каналов. Фильм выйдет на экраны в марте 2011 года, к 120-летию со дня рождения Михаила Булгакова. Правда, учитывая непростую историю проекта Кары, говорят об этом с изрядной долей осторожности. Как заметил Сергей Гармаш: «Слово «наконец» я скажу, только когда в кинотеатре погаснет свет и начнется фильм».