«Общественное мнение» не поддержало идею переноса памятника Петру Первому работы Зураба Церетели со стрелки Москвы-реки и Водоотводного канала — об этом заявил префект Центрального административного округа города Москвы Сергей Байдаков, ссылаясь на данные Владимира Ресина. Байдаков также сказал, что «на сегодняшний день эта тема закрыта».
«Возможно, кто-то считает это ошибкой, но через 50—70 лет, может быть, это станет достопримечательностью Москвы», — приводит слова префекта информационный центр мэрии.
Как сказал «Парку культуры» руководитель спецпроекта объединенного пресс-центра столичного комплекса градостроительной политики и строительства Алексей Введенский, опроса общественного мнения в привычном понимании не было. В мэрии Москвы отслеживали публикации в средствах массовой информации, кроме того, судили о настроениях москвичей по поступающим звонкам. Выводы оказались однозначными: большинство высказалось за то, чтобы оставить Петра на месте.
«Многие возмущались: зачем переносить памятник, когда надо строить дороги?!» — сказал Введенский.
Владимир Ресин, исполнявший после отставки Юрия Лужкова обязанности мэра Москвы, в числе других инициатив 4 октября этого года предложил подумать — также ссылаясь на мнение общества — о переносе памятника Петру Первому в другое место. Предложения поступали самые разные: от Северного речного порта и парка ЦДХ до перевозки скульптуры в другие города — Воронеж, Архангельск или Петербург на выбор. Звучали и радикальные призывы — разобрать монумент и сделать из него несколько памятников поменьше. При этом, например, галерист Марат Гельман предположил создать специальный фонд для добровольных пожертвований, чтобы не тратить на демонтаж бюджетных средств. Эту идею поддержал и президент Союза архитекторов Андрей Боков.
Автор памятника, скульптор Зураб Церетели заявил, что место памятника — на дачах тех, кто говорит о переносе, а также посоветовал поменять местами Петра и Дзержинского.
Впрочем, несмотря на обиду, Церетели несколько раз говорил, что этот вопрос его не особенно заботит. «Я его создал, но памятник Петру Первому — не моя собственность. Это собственность города. Куда хотите, туда и переносите», — сказал он на одной из пресс-конференции.
Официально к Петру Первому памятник Церетели относится опосредованно: его название — «В ознаменование 300-летия российского флота»; правда, его открыли в 1997 году, с опозданием на год. Еще на этапе утверждения проекта памятник подвергался критике. В частности, комиссия рекомендовала сменить костюм Петра на традиционный для моряков того времени, разместить бюсты выдающихся российских флотоводцев и убрать орла с бушприта — ничего из этого сделано не было.
В то время основное недовольство, по данным журнала «Столица», вызывали «гигантские размеры памятника и неудачно выбранное место».
Еще до открытия группа «Реввоенсовет» пыталась взорвать монумент; члены группы были задержаны и впоследствии осуждены — в том числе и за другие преступления.
Заявление Ресина о том, что перенос памятника возможен, вновь пробудило к монументу общественный интерес. Вместе с тем было отмечено, что перенос столь большой скульптуры и стоить будет дорого — называлась сумма в 1 миллиард рублей; кроме того, звучали призывы не торопиться. Например, депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, последовательный противник памятника в существующем виде и на этом месте, в интервью «Парку культуры» предложил еще раз выслушать мнение москвичей, посчитать возможности бюджета и высказал опасение, что перенос этого памятника может привести к цепной реакции сносов и перемещений уже других памятников.
Координатор «Архнадзора» Константин Михайлов не считает перенос памятника Петру первоочередной задачей.
«Конечно, было бы лучше, если бы его (памятника Петру Первому — «Парк культуры») там не было, но, если мэрия не находит моральных сил или финансового ресурса это сделать, ничего страшного не произойдет. Первоочередная задача — это спасение памятников, которые находятся в опасности, и прекращение тех проектов, которые эту опасность для памятников несут», — сказал Михайлов «Парку культуры».
В качестве примера более актуальных задач координатор «Архнадзора» привел здание «Геликон-оперы» — там до сих пор не принято окончательное решение об остановке строительства-реконструкции, которое угрожает исторической части здания.