Проснувшись после попойки в шикарной квартире калифорнийского небоскреба, компания друзей обнаруживает, что их поджидает беда почище похмелья. С неба исходит синий свет — если на него долго смотреть, человек покрывается сосудистой сеточкой, теряет разум и волю, после чего его засасывает инопланетный корабль.
Режиссеры братья Штраус изрядно подорвали зрительское доверие, когда потоптались на могиле сразу двух культовых фантастических франшиз, превратив очередной сиквел — «Чужой против Хищника: Реквием» — в подростковый слэшер. Тем не менее их новая картина «Скайлайн» достойна внимания уже хотя бы потому, что наглядно подтверждают слова Тимура Бекмамбетова, что нынешние технологии позволяют едва ли не каждому за сравнительно небольшие деньги снять фильм, ничуть не уступающий по зрелищности большому студийному кино.
«Скайлайн» обошелся примерно в $10 миллионов, из которых собственно съемки стоили несколько сотен тысяч, но выглядят фильм так, что конкуренции испугалась даже Sony.
Компания обвинила братьев Штраус в том, что они украли идею и некоторые визуальные образы из их высокобюджетного (около $100 млн) проекта «Битва: Лос-Анджелес», который выходит весной будущего года и тоже, как назло, повествует про нашествие пришельцев в Калифорнию. Тут, впрочем, следует оговориться, что братья Штраус не безвестные люди с улицы: у них есть собственная студия по производству спецэффектов Hydraulx, принимавшая участие в съемках «Аватара», «2012» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона», а работа над «Послезавтра» принесла Грегу Штраусу премию BAFTA. Кстати, именно Hydraulx следует поблагодарить, например, за клип Red Hot Сhili Peppers «Californication».
Малобюджетное жанровое кино давно вошло в моду и выработало свои методы борьбы с дефицитом бюджета. «Паранормальное явление» берет псевдодокументальным реализмом, а недавние «Монстры» Гаррета Эдвардса — психологической достоверностью, которую лишь слегка дополняют инопланетные чудовища.
«Скайлайн» же — настоящий масштабный блокбастер, не уступающий по размаху какой-нибудь «Войне миров».
Братья Штраус не скрывают инопланетян в темноте, а выставляют напоказ при свете дня и хвастаются, что обошлись без зеленого экрана, который считают «нелепым костылем». Людей в фильме сотнями затягивает в зависшие над Лос-Анджелесом космические машины, по городу летают механические каракатицы, на земле хозяйничают двадцатиметровые големы, а воздухе палят и взрываются истребители.
На фоне этого пира инопланетного духа становится совершенно неважно, что сюжет фильма медленно, но верно скатывается в анекдот про армагеддон.
Пока за окнами человечество порабощают пришельцы, героиня вскакивает, почувствовав запах сигаретного дыма: это же стресс для организма! А трагическая сцена подвига героя Дэвида Зайяса (знакомого по сериалу «Декстер»), вместо того чтобы сбивать дыхание и пульс, напоминает гэг про Квентина Тарантино и зажигалку из «Четырех комнат». На протяжении всего фильма выжившие бессистемно мечутся по зданию туда-сюда. Выбежали на улицу — ой, монстр. Поднялись на крышу — и тут он! Может, все-таки снова выйти на улицу? Нет, давайте лучше вернемся на крышу... Отдельного упоминания заслуживает многообещающий финал: судя по тому, что уже заявлен «Скайлайн-2», братья Штраус собираются попробовать себя в жанре экстремального порно.
И последнее: в отличие от «Аватара» и «Района № 9», «Скайлайн» не лезет в политику, но как высказывание не менее актуален. Неспроста ключевые персонажи фильма — специалисты по спецэффектам: именно они, если вдуматься, и есть настоящие герои нашего времени.