В один и тот же день на Землю из далеких галактик свалились два инопланетных ребенка. Один попал в приличный дом, быстро научился летать, завоевал популярность дешевыми трюками вроде изготовления попкорна и стал самоотверженным спасителем города, супергероем по имени Метромэн. Второй, фиолетовый хлюпик с несуразно огромным черепом, вырос за решеткой, а его изобретения приносили окружающим больше вреда, чем пользы. Ему пришлось взять на себя роль злодея Мегамозга. В течение долгих лет Мегамозг и Метромэн, как любящие супруги, жили в полной гармонии. Один рушил, другой строил, один убегал, другой за ним гнался, один возвращался с лаврами победителя, другой выставлял себя дураком. Совершенство этого равновесия было нарушено неожиданной гибелью Метромэна. Мегамозг остался один – и это испытание оказалось труднее, чем общенародная ненависть. Пришлось создать себе нового антипода.
Правда план дал осечку: обретя невиданную силу, воспитанник Мегамозга Титан не спешит выбирать путь добра.
Каждый следующий мультблокбастер делает все более очевидным, почему Голливуд впал в панику во время памятной забастовки сценаристов. Представьте себе приспешника Мегамозга: головой этому сложносочиненному персонажу служит аквариум с говорящей рыбкой, а туловищем – обезглавленная механическая горилла. Иногда это существо еще и накидывает белокурый парик — для маскировки. Обычный человек такое без подготовки вряд ли придумает – на это способны только специально обученные сценаристы и режиссер Том Макграт, автор обоих «Мадагаскаров», зарекомендовавший себя как успешный постановщик анимационных капустников.
Результат получился соответствующий: еще один диковатый балаган, но на этот раз не с говорящими обитателями джунглей, а с персонажами комиксов. Мир героев в трико, в соответствии с последними веяниями, здесь поставлен с ног на голову и вывернут наизнанку.
Положительные герои в «Мегамозге» меняют плюс на минус, потому что им стало скучно. Плохие плохи лишь потому, что к этому их принудило общество. Злодей, проживший большую часть жизни в тюрьме, готов грудью встать на защиту города. Тот, кто помогает горожанам, похоже, самовлюбленный павлин. Американское кино всегда любило копаться в истоках зла, а в контексте новейшей истории XXI века эта тема стала еще более острой. Так вот, «Мегамозг» делает неутешительные выводы: худшее из зол, то самое, которое оборачивается террором (первым делом свежеиспеченный антигерой начинает рушить небоскребы), – серая посредственность. Если обычному обывателю, не плохому и не хорошему, а просто несуразному остолопу, давно влюбленному в коллегу по работе, выдать волшебную силу или хотя бы ружье, сказав, что он все может, он решит, что теперь ему действительно все можно.
Сначала он, пользуясь безнаказанностью, сопрет первое, что подвернется под руку, а потом начнет вымещать свои обиды и комплексы на окружающих.
Впрочем это все-таки мультфильм, а не философский трактат, так что философские страсти «Мегамозга» упакованы в классический сюжет о красавице и чудовище (Мегамозг безнадежно влюблен в симпатичную журналистку) и приправлены моралью о том, что каждый сам выбирает свою судьбу.
Предвосхищая обвинения в плагиате, следует отметить, что «Мегамозг» напоминает «Гадкого я»: тот же сюжет о несуразном злодее с добрым сердцем и армией помощников-миньонов. Но схожесть с Грю большеголовому инопланетянину стоит простить за остроумие, с которым он, подобно «консультанту» Воланду, справедливо указывавшему на то, что свет не может существовать без тени, выводит зеркальную максиму: тени без света тоже живется несладко.