Норма, позволяющая авторам получать вознаграждение-компенсацию за свой труд в виде сбора со средств копирования, была заложена в российском законодательстве еще в 1993 году, но конкретный порядок взимания платежей не был прописан. В 1995 году было создано Российское общество по смежным правам (РОСП), которое и должно было заниматься организаций подобных сборов и распределением их среди правообладателей, но никаких законов принято не было.
Кинорежиссер и актер Никита Михалков летом 2009 года обратился к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой ввести сбор с «болванок» и копировальной техники в пользу Союза кинематографистов, даже был подготовлен проект соответствующего закона, но возможное распределение собранных денег в пользу только кинематографистов было раскритиковано правообладателями, работающими в других направлениях. Поэтому, когда в конце 2009 года был создан РСП, его учредителями стали Союз кинематографистов, Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – в результате в одной организации были представлены авторы практически любого контента. Президентом Совета РСП был выбран Никита Михалков. Правда, порядок сбора средств на вознаграждение авторам так в виде закона и не вышел.
На прошлой неделе в
Напомним, что 20 сентября 2010 года Росохранкультура провела заседание аккредитационной комиссии, в которую входили представители Росохранкультуры, Минкульта, ФСБ, ФТС, режиссер Карен Шахназаров, певец Дима Маликов и другие деятели культуры. Претендентов было два – РСП и Российское общество по смежным правам (РОСП). Комиссия выдала Росохранкультуры рекомендации, но затем наступила месячная пауза. При этом ни члены комиссии, ни сотрудники Росохранкультуры не комментировали ситуацию и не называли возможного победителя.
Это заседание стало причиной иска, поданного РОСП в арбитражный суд с требованием признать проведение аккредитации незаконным.
По мнению исполнительного директора РОСП Анжелики Коротаевой, аккредитационная комиссия не имела права проводить заседание до появления постановления правительства (было подписано Владимиром Путиным 14 октября), а кроме того, после проведения комиссии были нарушены сроки оглашения результатов (5 дней) и выдачи свидетельства об аккредитации (10 дней).
«Я говорила еще до вынесения решения, что у РОСП могло бы не быть ничего – ни правообладателей, ни филиалов, ни практики сборов, но если бы нам покровительствовал сам Господь Бог, тогда бы мы выиграли. Вот такая ситуация сложилась с РСП: имя – Никита Михалков, показатели – нулевые, расходы на сборы вознаграждения – огромные, процент на распределение – минимальный. На что смотрела Росохранкультура?» — прокомментировала Коротаева решение Росохранкультуры.
В Российском союзе правообладателей взгляд на ситуацию совсем другой.
«Мы сегодня получили свидетельство о государственной аккредитации и уже начали работу, начали взаимодействие с импортерами и изготовителями оборудования. Мы приветствуем принятое решение, на мой взгляд, оно абсолютно объективно и справедливо отражает тот факт, что РСП – наиболее представительная организация», — сказал «Газете.Ru» генеральный директор РСП Андрей Кричевский.
По его словам, РСП будет участвовать в судебных разбирательствах между РОСП и Росохранкультурой, хотя иск и не относится к нему напрямую. Шансы на выигрыш дела, по мнению Кричевского, у РОСП невысокие. Он также сказал, что все правообладатели, заключившие договора с РАО и ВОИС, будут получать вознаграждение от сбора на частное копирование. «Кроме того, у нас имеется более 2 тысяч прямых договоров, в том числе – в сфере кино», — сказал Кричевский.
В заключение отметим, что эксперты уже после заседания 20 сентября склонялись к тому, что сборщиком вознаграждения станет РСП. В российской блогосфере это предположение переросло в уверенность и вылилось в акцию «30 копеек для Никиты Михалкова». Её инициаторы призывали отправить в адрес РСП диск, на который записан легальный контент, например, личные фотографии, и шесть монет по 5 копеек.