После рождения ребенка семья обзаводится видеокамерой, чтобы снимать чадо с первых дней жизни. Счастье молодых родителей омрачает неприятный эпизод – неизвестные устраивают в доме погром, и, хотя ничего и не украдено, супруги устанавливают систему видеонаблюдения. Фильм составлен из записей с камер: родительские сюсюканья над младенцем сменяются сухой ночной съемкой гостиной и со двора. Поначалу тихо: разве что иногда хлопнет дверь или очиститель воды из бассейна сам собой выберется на берег. Но сумерки ощутимо сгущаются, а из обрывочных разговоров и недомолвок выясняется, что в прошлом у матери семейства уже случались столкновения со сверхъестественным.
В 2007 году, через восемь лет после выхода «Ведьмы из Блэр», мокьюментари-хоррор «Паранормальное явление» дебютанта Орена Пели повторил успех первопроходца.
Фильм о том, как молодая парочка ловила засевшего в квартире демона, был сделан на коленке и благодаря этому выглядел даже слишком реально: отвратительного качества записи будничных сценок — будто из личного архива, бытовая лексика, обычные, совершенно не голливудские лица. И полтергейсты — не кровавые слова на стене и не изрыгающие пламя монстры, а лишь неясные шумы в темной квартире — то, чего пугается, наверное, каждый. Зрители по достоинству оценили натурализм: $15 тысяч бюджета и 10 дней съемок в доме Пели обернулись $193 миллионами сборов в мировом прокате. В «Паранормальном явлении-2» Пели участвует лишь в роли продюсера, а режиссером стал Тод Уильямс, автор отличной экранизации «Двери в полу» Джона Ирвинга с Ким Бессинджер и Джеффом Бриджесом. Сиквел обошелся в $2,5 миллиона — по меркам современного студийного кино, в общем-то, копейки, но по сравнению с предыдущим фильмом — практически «Трансформеры».
Главная заслуга последователей «Ведьмы из Блэр» состоит в том, что они вернули фильм ужасов из области кровавой физиологии в психологию.
Пусть «Пила» продолжает соревноваться сама с собой по части сверхнатуралистичной жестокости, но самой страшной вещью на свете остается не кровь, а неопределенность. Малобюджетным хоррорам приходится брать хичкоковским саспенсом, почти ничего не показывая и лишь нагнетая ожидание. Сюжет тут сродни пионерским страшилкам: долгий монотонный рассказ («в черном-черном лесу стоит черный-черный дом...») вводит слушателя в транс, а под конец уже достаточно сказать «бу!», чтобы жертва завопила от страха.
Так и в «Паранормальном явлении» Пели главным героем был не призрак, не люди, а паранойя.
Может, и нет никакого привидения, может, это просто ветер?
Когда концентрация тревоги в кадре достигала критической отметки, фильм разражался молниеносным финалом. «Паранормальное явление-2» довело приемы своего предшественника до совершенства. Записи сразу с нескольких камер умножают эффект, история мастерски встраивается в сюжет оригинала. Обидно лишь одно: сиквел повторяет не только стилистику, но и структуру первого фильма. Так что если вы смотрели первое «Паранормальное явление», оно будет висеть во время просмотра ненужным знанием, словно бестактный сосед, который нашептывает: «Убийца – соседский чихуахуа».