Сегодня в здании мэрии Москвы чиновники города встретились с представителями общественных движений «Архнадзор», «Москва, которой нет», ВООПИК и MAPS. Со стороны столичных властей на встрече присутствовали исполняющий обязанности мэра Владимир Ресин, главный архитектор Александр Кузьмин, президент Союза архитекторов России Андрей Боков и другие наделенные полномочиями чиновники.
Координатор «Архнадзора» и главный редактор «Москвы, которой нет» Юлия Мезенцева рассказала «Газете.Ru», что инициатором встречи стали представители администрации города. Всем были разосланы приглашения на участие в «круглом столе». Андрей Боков пояснил нашему корреспонденту, что причиной для встречи стала активность общественных организаций, которые «часто появляются в информационном пространстве с достаточно резкими заявлениями, в том числе в адрес того, что делается правительством Москвы».
«Поэтому естественным было желание с ними встретиться, понять их мотивы, понять, насколько серьезные эти люди, чем они руководствуются», — сказал он.
На этой неделе «Архнадзор» подготовил «Меморандум-2010» (полный текст доступен на сайте организации) и перед «круглым столом» передал его в мэрию. В меморандуме отмечены как системные проблемы в подходе к памятникам культурного наследия в Москве, так и частные моменты — то, что представители организации называют «болевыми точками».
По словам Мезенцевой, диаметрально противоположные мнения вызвала только оценка прошлого.
Представители мэрии уверяли, что всё было не так плохо. В частности, упоминались «новоделы»: здание «Военторга» и проекты, которые были задуманы давно, но достроены совсем недавно, — Коломенское и Царицыно.
«Мы расходимся в отношении «новоделов», в отношении того, как мы должны учитывать интересы инвесторов. Но нам удалось донести до властей свой основной тезис: Москва — не районный центр, это столица, имеющая девятивековую историю. И этот город заслужил того, чтобы инвесторы учитывали интересы Москвы, а не наоборот», — сказала Мезенцева.
По её словам, во всем остальном — в настоящем и будущем — какие-то точки пересечения найдены. Более того, от главы Росохранкультуры Александра Кибовского поступило предложение временно приостановить строительство в пределах Бульварного кольца и пересмотреть все проекты. Естественно, как рассказала Мезенцева, ему сразу указали, что это не совсем разумно, это большие деньги и т. д., но есть же болевые точки, по которым точно уж можно всё это пересмотреть!
«И хорошо, когда такое предлагается с «той» стороны», — сказала Мезенцева.
Владимир Ресин пообещал рассмотреть еще раз проекты в тех «болевых» точках, где начато строительство, а все проекты, которые еще не начаты, находятся в проработке, станут открытыми для общественных организаций, и решения по ним не будут приниматься до обсуждений. Москомнаследия также пообещало выложить на свой сайт результаты экспертизы по памятникам и объектам культурного наследия с подписями и фамилиями ответственных чиновников.
«Было понятно, что они знают о том, что нужно делать в первую очередь, что спасать. Другое дело, что в ходе «круглого стола» мы успели обсудить несколько конкретных точек — «Детский мир», палаты князей Шаховских на Никитской и Хитровку. И в двух первых случаях объекты находятся в совместном ведении, и Москва только на своем уровне принять решение не может. Есть подобные проблемы и по другим местам: всё время идет разделение, кто и за что должен отвечать. А вот Хитровке было посвящено очень много времени при обсуждении: «Дон-строй» оттуда уходить не хочет. «Архнадзор» предложил выделить этой компании другое место, где они могут строить что хотят, в рамках общемировой практики», — сказала Мезенцева.
Кроме того, представителям общественных организаций было предложено войти в три городские комиссии.
«Одна комиссия — это по сохранению исторической среды, называемая в народе «несносной»; это действующая комиссия. Нам предложили войти в неё с большими полномочиями — вплоть до того, что если один человек будет против, то решение комиссия не примет. Это реальное влияние на ситуацию в городе», — сказала Юлия Мезенцева.
Остальные две комиссии только предстоит создать.
Например, комиссию при Москомнаследии, которая будет работать по мере необходимости и вовремя пресекать, по словам Мезенцевой, «всякие мелочи».
«Сейчас мы («Архнадзор» — «Газета.Ru») занимаемся с незаконной надстройкой мансарды на Покровке, дом 6. Москомнаследия уверяет, что это абсолютно незаконно, а строители продолжают делать. Такие вещи совершенно не нужно останавливать на уровне правительства, но на уровне конкретного ведомства вполне допустимо», — пояснила она.
Еще будет создан Общественный совет при мэре Москвы. Его функции пока неясны.
Будут расширяться контакты общественных организаций с Союзом архитекторов России.
«Мы договорились, что встретимся с «Архнадзором». У нас есть хорошее основание для переговоров и для достижения консенсуса — это действующее законодательство, которое является самым суровым в мире, другого такого не встретишь. Но нужно понять, что такое «памятник». Это консерват, к которому нельзя прикасаться и который необходимо только сохранять, и это является самоцелью? Другое дело, что для того, чтобы сделать памятник частью жизни, нужно приложить больше сил, таланта, отчасти средств, мозгов. Это занятие не для ленивых», — прокомментировал решение «круглого стола» Андрей Боков.
Кроме участия представителей общественных движений в рабочих комиссиях города предполагается ежеквартально проводить рабочие встречи представителей администрации и общественных движений в мэрии Москвы.
<1>
По конкретным срокам реализации заложенных решений сказано было мало: представители мэрии пообещали, что всё будет сделано и подготовлено в самое ближайшее время.
Помимо планов на будущее на «круглом столе» было озвучено решение о консервации палаты Гурьевых в Потаповском переулке, проблеме которых «Архнадзор» уделял много внимания и сил.