Группа студентов отправляется в фольклорную экспедицию по северным деревням. Причем студенты верят в темные силы, а недотепа-профессор – в то, что у детей одна дурь в голове. Девушка-гот Марина, страдающая от несчастной любви, случайно находит в темном лесу заброшенное кладбище, на нем скит, а в подвале мумию озерной ведьмы с магическим щитом в руках. Марина щит забирает, а заодно овладевает тайным знанием озерных ведьм. Но в тайных знаниях явные печали, и студентов в лесу перехватывает российский министр недр, мужик зловещий, могущественный и тихий. Недра, как и всякому министру, ему не нужны — ему, как и всякому министру, подавай власть над миром. Потом появляются ведьмы и показывают героям 3D.
Это действительно прекрасная идея: трехмерный мир в фильме является своеобразным синонимом магии.
Если кто-то на экране колдует или просто попадает в сильное магическое поле – в избушку посреди леса, или в ангар нехороший, — очки у зрителей вдруг магическим образом начинают работать. В остальное время это просто очки с довольно темными стеклами, ну так и мир обещали не светлый.
Что еще? Занятные диалоги, внезапные беспощадные рапиды, удивляющие больше, чем спутавшийся клубок сюжета, прекрасные карельские леса, нервные герои, заторможенные и задумчивые второстепенные персонажи.
По количеству смертей фильм приближается к познавательным программам НТВ, по убедительности фэнтези-мира, сквозь который просвечивает современная российская действительность с ее министерствами, недрами и растерянными чудаками-профессорами, – к полузабытым детским кошмарам вроде «Маши и Вити против диких гитар».
По качеству 3D ни к чему пока не приближается. Особо хочется отметить поразительную работу гримера. Всякий раз, когда на экране появляется новый персонаж или что-то нехорошее происходит со знакомым персонажем, сразу отмечаешь: о, вот и еще одна поразительная работа гримера. Также превосходно работали люди, которые держали ведьм за веревочки, чтобы те летали.
Глупо перечислять визуальные заимствования и сетовать на гаррипоттеровщину, властелинкольцовость и сумеречность этого молодежного турпохода. Книга Андрея Лазарчука и Ирины Андронати «Темный мир», которая выходит одновременно с фильмом, написана по сценарию фильма, но выглядит гораздо более старомодной, как блокбастеры «досумеречной» эпохи.
В фильме царит матриархат: дама, в лучших традициях «Сумерек», страдает, летает, знакомится с подругами-амазонками, тонет и радует глаз (Светлана Иванова очень красивая девушка, что в макияже «мертвая невеста», что с ведьминскими веснушками, что изрисованная шрамами; особо хочется отметить работу гримера).
А злой колдун-министр и мелкие бесы его охраны в конце концов склоняются перед женской хитростью и коварством. В книжке расклад другой: главный герой — бывший солдат, а ныне скромный очкарик, у него проблемы с памятью, а его однокурсница (даже не возлюбленная) случайно становится ведьмой.
Попытка привить «сумеречную» розу к российскому дичку – дело столь же увлекательное и столь же в итоге (бес)полезное, как взращивание Силиконовой долины на местном суглинке. Начать с того, что здешняя магия, если подумать, сводится к красивым женщинам, малахольным бабулям, натуральным оборотням в погонах, ведьмам в зеленых одеждах и министерскому произволу. Выгрызли недра, гады.
Поэтому вместо мистического триллера у режиссера Антона Мегердичева («Бой с тенью-2») получились какие-то репортажи с ролевых игр: в лучшем случае живописно, в худшем — запутанно и скучновато для непосвященных.
Как говорят студенты в фильме: «Нам, бабушка, не до грибов, нам бы информацию». В «Темном мире» и грибов (то есть визуальных радостей) маловато, и информация задумчива и смотрит в сторону, как второстепенный герой. Ну и ладно. Зато гримеру было чем заняться.
А, и еще про книжку. Лазарчук — Андронати хорошо пошутили: в повести студенты учатся в Питере, а на обложке книги рушится здание МГУ (как и в фильме). Питерские еще и не на такое способны.