Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Особенности национального блокбастера

«Край» Алексея Учителя в прокате

В прокат выходит «Край» Алексея Учителя — пожалуй, самая удачная в истории новейшего российского кино попытка русифицировать шаблон голливудского блокбастера.

Современное отечественное кино очень трудно рекомендовать. Не в том смысле, что оно все без исключений плохое — скорее узкоспециальное. Рекомендации приходится сопровождать ремарками: мол, если вас не смущает юмор в стиле Comedy Club, то одно, если интересует чернуха, тогда другое, вот этот фильм любопытен как взгляд на 90-е, а тот — как отечественная интерпретация определенного жанра, ну и так далее.

Картину «Край» Алексея Учителя можно советовать безо всяких пояснений и абсолютно всем: и любителям арт-хауса, и КВН, и блокбастеров.

Контуженный машинист Игнат (Владимир Машков) сослан после Второй мировой в сибирский поселок Край за опасную страсть к паровозным ралли. Здесь он тут же уводит женщину у местного машиниста, а вместе с дамой — едва не уводит паровоз. Но склонность к азартным забавам снова подводит героя, и, пониженный по должности кочегара, он отправляется искать себе собственный локомотив: по слухам, где-то в таежных лесах стоит заброшенный поезд. Слухи, впрочем, умалчивают о том, что к составу прилагается немка, которая сбежала от НКВД и несколько лет жила в лесах, не ведая ни о какой войне. Вернувшись с добычей, Игнат закономерно сталкивается с непониманием. Местные косятся на болтающую по-фашистски дикарку, а еще больше — на трофейный паровоз, который именуется «Густав». «Больше 50 разогнать не сможешь», — подначивают Игната жители Края. Уж поверьте — этот сможет.

Алексей Учитель преподнес российскому кино большой сюрприз.

Собственно, его предвещал еще соц-арт-постер с рельефным Машковым на фоне паровоза, осененного красной звездой и надписью «The Edge». Как-то не вписывалось это в камерную стилистику Учителя с его бунинской биографией, экранизацией Маканина, разговорной «Прогулкой» и мечтательным «Космос как предчувствие». Однако, как ни парадоксально, именно Учителю удалось снять настоящий блокбастер, достойный того, чтобы присовокупить к нему эпитет «народный».

По духу «Край» находится где-то посередке между «Особенностями национальной охоты» и «Утомленными солнцем-2»,%

и нетрудно предвидеть, что именно сравнение с лентой Михалкова будут приводить в качестве одного из главных негативных аргументов. В «Крае» господствует то же потребительское отношение к истории, которая выступает лишь декорацией, а правдоподобие покорно уступает место эффектности. Здесь чувствуется тот же лихой размах с равнением на Голливуд (и неспроста именно «Край» едет от России номинироваться на «Оскар»). И, уж простите за вынужденный каламбур, «Край» временами хватает через край.

Кардинальное отличие от Михалкова, во-первых, в том, что у Учителя есть чувство меры.

В фильме не опорожняются на врагов (хотя задницу показывают), не демонстрируют умирающему бюст (хотя живым бюсты покажут — и не один) и уж точно — не крестятся на мине. Ну и главное: никто не называет «Край» исторической лентой, не приурочивает его ко Дню Победы, не поминает ветеранов — словом, не пытается преподнести картину как проблемное кино. А ведь, по большому счету, именно неправильное позиционирование сыграло с «Утомленными солнцем-2» злую шутку: зрители моментально почувствовали, что показывают им совсем не то, что обещали, — может, военный боевик, может, блокбастер, но уж никак не «великое кино о великой войне». Учитель же, напротив, честно говорит, что картина выросла из идеи гонок на паровозах.

Ну а теперь плавно перейдем к достоинствам «Края».

Для начала маленькое отступление: с жанровым кино в России ситуация достаточно сложная. Гораздо хуже, чем с арт-хаусом, в котором что ни год появляются новые интересные имена и который не без успеха катается на международные фестивали. Российский мейнстрим, между тем, безуспешно пытается нагнать Голливуд, копируя готовые схемы в попытке вырастить новые жанры. Но будь то хоррор «Юленька», танцевальная мелодрама «Первая любовь» или русские «Сумерки» «Цветок дьявола», результат выглядит чаще всего плачевно.

Здесь жмет, здесь провисает — как одежда с чужого плеча.

Говорят, что самые красивые люди метисы. Примерно так же обстоит и с кинематографом: самые занятные и необычные результаты получаются в результате взаимопроникновения жанров и культур. В частности, когда голливудские шаблоны не просто бездумно копируются, а встраиваются в российское кино и российские же реалии. Простейший пример — «Брат-2». Он скроен по американскому лекалу, но при этом чрезвычайно тонко адаптирован к эпохе конца 90-х — со всеми ее стереотипами, проблемами и приметами, а потому до сей поры оставался нашим единственным народным блокбастером. Немного из другой, более арт-хаусной оперы будет пример с «Юрьевым днем» Кирилла Серебренникова. Можно не соглашаться с тезисом о том, что в России «Сайлент-Хилл» начинается, стоит лишь отъехать в любой городок в 200 км от Москвы, но идея слить воедино американский хоррор и отечественную провинциальную чернуху — остроумна и кинематографична. Сэму Клебанову и Андерсу Банке удалось сделать вещь и вовсе поразительную: снять почти пошаговый ремейк гонконгского боевика «Горячие новости», но при этом пересказать историю таким образом, что она выглядит абсолютно родной, а вычислить китайские мотивы — если не знать про оригинал — невозможно.

«Край» — пример гениальной русификации гоночного боевика.

Если пытаться смастерить его в лоб из иностранных деталек, то, как показывают «Стритрейсеры», получаются «Жигули» вместо «Феррари». Понятное дело: бюджеты несопоставимые, реалии чужие. А вот ежели взять и вместо гонок на спортивных машинах устроить соревнования на паровозах (а РЖД предоставит реальные составы), если главной героиней будет не напомаженная красотка из модного журнала, а мягкотелая баба в ватнике, если поместить сюжет не в современность, которая отечественному кино дается неважно, а в поствоенные реалии в традициях советского кино, то получается эффектно, самобытно и с русским размахом — совсем другой коленкор.

Пусть фильм оперирует дремучими анекдотическими стереотипами, включая мутные бутылки с самогоном и — куда же без них! — медведей, но ведь «Край» — перво-наперво блокбастер, а блокбастеры товар достаточно типизированный.

И если типичным героем голливудского боевика является Рэмбо, то почему героем русского боевика не быть заросшему щетиной русскому мужику.

Можно возразить, что никакая это не русификация, а знакомый экспортный образ — такой Россию, с банькой и водкой, представляют себе на Западе. Но ведь «у нас с друзьями есть традиция: каждый год 31 декабря мы ходим в баню» — не американцы придумали.

Новости и материалы
Китай не примет участия в конференции по Украине в Швейцарии
Глава ДНР прокомментировал разрешение США Украине наносить удары по России
Россияне начали избавляться от китайских машин
Россияне впервые за пять лет лет могут остаться без Кубка Стэнли
На Сахалине медведь напал на мужчину на дачном участке
Прохор Шаляпин вспомнил о романе с Ларисой Копенкиной: «Мезальянс для телевидения»
Российские инвесторы предложили для обмена активы на 35 млрд рублей
Катерина Шпица воссоединилась с бывшим мужем из-за сына
В Раде призвали отказываться от гражданства уехавших украинцев
Ольга Кабо пришла на кинофестиваль в джинсах-клеш и гусарском жакете
Юрий Гальцев задолжал ФНС более 850 тысяч рублей
Россиянку отправили на исправительные работы за зеленку на выборах
Названы три самых дорогих в обслуживании китайских автомобиля
52-летняя Ольга Тумайкина вышла в свет в платье с прозрачной юбкой и шубе
Жена миллиардера Лебедева показала свою 94-летнюю свекровь
Спикер парламента Грузии подписал закон об иноагентах
В МИД РФ оценили слова Блинкена о «гибридных атаках» России
Чибис возобновил купания по утрам после покушения и показал свой шрам на животе
Все новости