Режиссер Оливер Стоун в интервью английской газете Sunday Times, которое он дал в качестве рекламы своего фильма «К югу от границы», несколько отклонился от темы южноамериканской политики, о которой рассказывается в картине, и обратился к недавней истории. Для начала он заявил, что «Гитлер убил русских намного больше, чем евреев, 25—30 миллионов человек». Но этого режиссеру показалось мало, он переключился в режим прикладной конспирологии и сказал, что
«еврейское преобладание в СМИ США привело к тому, что холокост получил большее внимание, чем те миллионы смертей, которые были в России во Второй мировой войне».
И расширил влияние евреев на всю политику Соединенных Штатов: «Это основное лобби в США. Они труженики, они отвечают на каждый комментарий… Израиль замарал американскую внешнюю политику на долгие годы».
Такие утверждения потребовали адекватного ответа, и он последовал незамедлительно.
Уже в понедельник на Стоуна насели основные еврейские организации вроде Американского еврейского комитета, которые не преминули сравнить режиссера с еще одним enfant terrible Голливуда. «Его слова ничем не отличаются от пьяных, напыщенных антисемитских речей его дружка Мела Гибсона», — говорится в заявлении АЕК. По этому поводу отписались практически все вышеупомянутые СМИ США вкупе с примкнувшими к ним ведущими английскими и израильскими изданиями — от The New York Times до Jerusalem Post и Jewish Chronicle.
Каждая статья цитировала несчастное интервью и объясняла, почему Стоун неправ в своих измышлениях.
На фоне довольно взвешенных комментариев встречались и такие, как, например, в Philadelphia Daily News, где открытым текстом говорилось, что русских убивать было можно, поскольку война, а вот евреям Гитлер войны не объявлял, и поэтому убивать их было нельзя. Впрочем, подобные мысли, к счастью, попадали в печать очень и очень редко. Против высказываний Стоуна выступил и израильский министр по делам диаспор Юлий Эдельштейн: «Своё невежество он (Стоун) доказывает своими комментариями, а его демонизация еврейского народа вполне годится на роль сиквела к «Протоколам сионских мудрецов».
Буча поднялась знатная, и Стоун вынужден был оправдываться.
«Очевидно, что евреи не контролируют СМИ или какую-то другую индустрию», — признал он. И посетовал, что использовал неверную аналогию, чтобы упомянуть о многочисленных жертвах нацистов.
С голливудскими знаменитостями никогда точно не известно, когда они говорят то, что думают, а когда думают, что говорят. С вышеупомянутым Мелом Гибсоном и его многочисленными репликами по поводу тех же евреев ситуация развивалась по одному и тому же сценарию: Гибсон делал резкое заявление, затем поднималась волна народного гнева, Гибсон приносил извинения, и все снова шли заниматься своим делом. Фактически режиссер «Храброго сердца» и «Страстей Христовых», известный также как хороший актер, стал привычным злом: все знали, что от него можно ожидать чего угодно, а недавний скандал с Оксаной Григорьевой только подтвердил подозрения тех, кто до сих пор не верил в возможности «безумного Макса».
С Оливером Стоуном сложнее: слава бузотера за ним еще толком не закрепилась.
Разумеется, был в его биографии антивоенный фильм «Взвод», антифинансовый «Уолл-стрит». Было и выступление в поддержку иранского президента Махмуда Ахмадинеджада, когда Стоун раскритиковал политику США по отношению к Ирану, правда, осторожно призвав сначала изучить всю полноту фактов, прежде чем делать выводы об этой стране. Вызывали некоторое сомнение и его контакты с кубинским лидером Фиделем Кастро, трехдневное интервью с которым вылилось в документальный фильм «Команданте». А тот фильм, с рекламы которого всё и началось, вообще посвящен Южной Америке и президенту Венесуэлы Уго Чавесу, который периодически объявляет США «империей зла».
Но подобные мысли, подрывающие основы, Оливер Стоун высказывает впервые.
Он, конечно, не чужд конспирологии: в фильме о Джоне Кеннеди он представил собственную версию убийства в Далласе, да и сейчас занимается чем-то подобным — готовит съемки «Тайной истории Америки», в которой в десяти сериях расскажет своё видение таких персон, как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Джозеф Маккарти и других. Причем их истории будут рассказаны, как выразился сам режиссер, «в контексте».
А контекст будет примерно следующим:
«Гитлер был словно чудовище Франкенштейна, но был ведь и доктор Франкенштейн.
Немецкие промышленники, американцы и британцы. У него была большая поддержка». Это Стоун сказал в конце всё того же интервью Sunday Times, рассказывая о новом проекте. Правда, он практически дословно повторил свои слова, сказанные в январе, но тогда на них мало кто обратил внимание. Сейчас его покритиковали и за них, но менее активно, чем за утверждения о наличии еврейского лобби в американских СМИ.
Видимо, секретная история — вещь не такая интересная, как теория всемирного заговора, хотя, судя по всему, сам режиссер относится к ней более трепетно и готов рекламировать любыми средствами.