В недалеком (ну или просто параллельном) будущем в метро и самолете уже не поспишь. Стоит прикорнуть в неположенном месте, как откуда ни возьмись появляются подозрительные граждане, подсоединяют к спящему провода, деловито залезают в его грезы, перестраивают там все на свой лад, а под занавес еще и крадут какие-нибудь важные мысли, лежащие, как правило, в области бухучета.
Лучшим в этой сфере считается Дом Кобб (Леонардо ди Каприо), которому собственный талант уже давно не в радость – с тех самых пор, как он вынужден бродяжничать по миру без возможности вернуться домой по причинам, о которых тактично умолчим.
Скажем лишь, что эти самые причины уже привели героя к паранойе, галлюцинациям и проблемам на работе: сознание суперсновидца уже не так твердо, как раньше. Поскольку понятно, что еще немного — и провал будет неминуем, Кобб берется за дико рискованную работу, предложенную интеллигентным олигархом Саито (Кен Ватанабе), одной из своих неудачных жертв. Если все пройдет гладко, сонный медвежатник сможет вернуться домой к своим детям. Однако задача поставлена нетривиальная: Дом и его команда должны не украсть, а внедрить наследнику огромной корпорации (Киллиан Мерфи) соображения о ее развале.
Идея «Начала» для режиссера Кристофера Нолана была действительно своеобразной точкой отсчета.
Триллер о многослойных сновидениях он задумал невероятно давно (по его словам, лет в 16), но бюджет и технические возможности, как и в случае, например, с «Аватаром», нашлись только сейчас. Сравнение с лентой Кэмерона неслучайно: «Начало» должно было стать (а судя по восторгам западной критики, для многих и стало) откровением: режиссер обещал, что покажет зрителю даже не три «дэ», а все четыре. Ну и наконец, этот проект стал первым со времен дебютного «Преследования», которое режиссер снял по собственному оригинальному, выношенному за годы, сценарию.
Творческий метод Кристофера Нолана хорошо известен – сбить зрителю прицел, навязать свой ритм и в конечном итоге внезапно размозжить ему голову неожиданно вылетевшим из-за угла локомотивом.
У впечатлительных натур впечатления от его прошлых картин складывались именно такие. Впрочем, собрав по кусочкам череп обратно, неизменно приходилось свыкаться с мыслью, что окно в другой мир оказалось, образно выражаясь, разноцветными очками для просмотра стереоскопических картинок.
Получив после успеха «Темного рыцаря» фактический карт-бланш на любые студийные бюджеты, Нолан за два с лишним часа выстраивает сразу несколько мегаполисов-сновидений.
Внешне они, правда, все равно похожи на демо-версии Парижа и Манхеттена, зато в них можно устраивать фокусы с зеркалами, взрывать сразу все витрины, а еще можно складывать пополам целые улицы. Режиссер мастерски играет с пространством, физикой, гравитацией и временем и будто бы сам отвлекается от главного.
Об играх подсознания сняты не сотни, конечно, но уж точно десяток отличных фильмов.
Все они преимущественно работали с визуальной стороной дела, и, по сравнению с бьющими по глазам «Клеткой» или «Запредельем», «Начало» выглядит изобретательно, но совсем не так выразительно. Кроме того, собрав великолепный актерский состав (Майкл Кейн здесь оказался вообще, кажется, только потому, что они с Ноланом земляки), он совершенно не озаботился драматургией и лишил своих персонажей хотя бы самых схематичных характеров, как нет их у атакующих чужаков проекций подсознания хозяина сна. На общем фоне сильно выделяется главный герой, у которого (единственного) есть стройная биография и неразрешенный внутренний конфликт.
Вот только противоборство это он совсем недавно уже эффектно разрешал в «Острове проклятых», а его Кобб кажется подавленной личностью предыдущего персонажа.
Забавно, что в уже упомянутом «Преследовании», снятом на черно-белую пленку за деньги, которых не хватило бы и на один кадр «Начала», главного героя тоже звали Кобб и речь тоже шла о метафизическом (как это называет Нолан) ограблении. Вор Кобб из «Преследования» хитроумно навязывал чужому подсознанию свою волю, похищая не только движимое имущество, но саму индивидуальность. И теперь, 12 лет и двух «Бэтменов» спустя, новая инкарнация Кобба позволяет себе только работу с воображаемыми сейфами и запрятанными туда иллюзорными ценными бумагами.
«Начало» было бы великолепным триллером, если бы действие не происходило в подсознании – одной из немногих областей бытия, которая еще способна вызвать взрыв любопытства, потому что лежит вне сферы непомерно развитой сегодня математики. Но вот устраивать из своей головы полигон для тренировки по борьбе с экономическим шпионажем, кажется, не должен хотеть ни один здравомыслящий зритель. То есть понятно: и из биографии Ван Гога можно сделать «Горбатую гору». Но кажется, что здесь Нолан все-таки слишком сильно упрощает.