Начало XX века. Журналистка Адель изобретательна и авантюрна, как доктор Индиана Джонс, ловка, как Лара Крофт, и прекрасна, как может быть прекрасна девушка, для которой фамилия Блан-Сек («белое сухое» – фр.) давно стала личной характеристикой. На месте девушка сидеть категорически не любит и на этот раз отправилась в Египет – выкрасть почерневшую мумию давно усопшего фараонова целителя. Обойдя все ловушки древней гробницы и мимоходом избавившись от конкурентов, она возвращается в Париж, чтобы эту самую мумию оживить. Интерес у Адели отнюдь не праздный – вот уже шесть лет ее сестра лежит в коме с торчащей изо лба шпилькой, и спасти ее может только оживленный полоумным египтологом древний почерневший труп.
Проблема только в том, что пока Адель путешествовала по Африке, безумный ученый между делом заставил вылупиться из яйца, хранящегося в местном палеонтологическом музее, настоящего птеродактиля, который теперь наводит ужас на весь Париж.
Люк Бессон утверждает, что свою героиню он полюбил очень давно, и не верить ему нет решительно никаких поводов. Для французов Адель Блан-Сек героиня, по масштабу популярности сравнимая с каким-нибудь Тэнтэном. Комиксов о ее приключениях вышло пять выпусков, и в каждом из них, по выражению режиссера, «она всегда в дерьме». Вроде бы по всем признакам «Необычайные приключения Адель» должны были стать безоговорочным хитом проката – французский кинокомикс вещь редкая, самобытная и определенно забавная.
Тем не менее по итогам трех с лишним месяцев проката на imdb у фильма самый низкий рейтинг из всех бессоновских картин (6.0) и весьма нелестные отзывы критиков.
С таким бэкграундом российский зритель, которому еще только предстоит встреча с парижским птеродактилем и его укротительницей, может заподозрить, мол, автор «Леона» и отец «Никиты» разучился снимать, что реальности совершенно не соответствует. Бессон отлично строит кадр – следующим экранизаторам комиксов с местным колоритом на заметку, почти два часа мастерски удерживает напряжение, а его герои узнаваемо остроумно разговаривают – лучше всех, к слову, удались мумии.
Проблема лишь в том, что Бессон (как и его коллеги по «новой-новой волне» Жан-Жак Беннекс и Леос Каракс) всегда был очень похож на свои фильмы.
Одержимые дайверы из «Голубой бездны», всклокоченный жулик из «Подземки», целомудренный убийца и взыскующий любви таксист – это все он. Он даже внешне, если присмотреться, всегда походил на своих героев в зависимости от периода, а Жана Рено (своего кинодвойника) перестал снимать, кажется, только потому, что актер безвозвратно обрюзг. В новом фильме не найти похожего на Бессона персонажа, но сам язык, которым он обращается к зрителю, автора выдает с головой – грузного, взлохмаченного мужчину с умными, но бесконечно усталыми глазами, которого москвичи могли наблюдать на протяжении недавнего ММКФ.
«Необычайные приключения Адель» — достойный способ провести пару вечерних часов, если вы готовы оставить за дверями кинотеатра воспоминания о прошлых достижениях автора и не обращать внимания на снисходительность, с которой он говорит со своим зрителем.
Бессон снимает нарочито неряшливо: в сценарии зияют дыры, будто в процессе написания его поклевал птеродактиль, а особое внимание уделяется кадру, в котором динозавр гадит на человека. Но самое неприятное, что каждая шутка переполнена невозмутимостью человека, давно плюнувшего на то, что его собеседник – неисправимый кретин. Такой же, впрочем, неисправимый, как он сам — мечтатель.