Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Здесь как в спорте: полгода готовятся — полминуты бегут»

Интервью с Сергеем Стадлером

В России принято решение о воссоздании Всероссийского конкурса скрипачей, наследника бывшего Всесоюзного. «Парк культуры» побеседовал с известным скрипачом Сергеем Стадлером, председателем жюри конкурса.

— Можно ли рассматривать учреждение правительством и Министерством культуры РФ Всероссийского конкурса исполнителей как попытку восстановить систему всесоюзных конкурсов, существовавшую на протяжении более 50 лет в СССР?
— Конечно да. Старое ведь далеко не всегда плохое. Всесоюзный конкурс был знаменит прежде всего тем, что дал таких лауреатов, как Эмиль Гилельс в 1933 году, Давид Ойстрах в 1935-м, Святослав Рихтер в 1946-м. Это великие музыканты. Мне кажется, что сейчас в России необходимо такое конкурсное событие: ведь люди по-прежнему любят конкурсы, спортивные состязания, и мне эта идея очень нравится.

— В пресс-релизе сказано о том, что Всероссийский конкурс должен стать шагом к созданию «цивилизованного концертного пространства» на территории нашей страны. Означает ли это, что будет создана госструктура типа существовавшего раньше Госконцерта, которая станет одновременно и заказчиком, и исполнителем концертной жизни в России?

— Я считаю, что это было бы неплохо. Нельзя же все разрушать, ведь были вещи и хорошие. В последние годы стало ясно, что те события, в которых государство не участвует, у нас не получаются. В частных структурах быстро начинается перекос — они либо разрушаются, либо начинают как-то куролесить. В 90-х люди решили, что культурой не обязательно заниматься, что она сама может расти, как сорная трава. Но сейчас уже ясно, что так не получается и что все разрушается даже быстрее, чем можно было себе представить. Россия — огромная страна, и необходима единая структура, которая бы занималась концертной жизнью в этой стране. Иначе получается, что Владивосток и Хабаровск становятся недоступны из-за своей удаленности и высоких цен на авиабилеты. Хотелось бы, чтобы восстановилась система концертной жизни. И вообще России нужны какие-то объединяющие факторы.

— То есть задача конкурса — это объединение усилий и создание единого пространства?

— Здесь много целей и задач. Это и ознакомительная, и фестивальная цель, и создание реальной возможности проявить себя провинции, причем провинции в совершенно разном смысле: взять хотя бы консерватории Новосибирска или Екатеринбурга или маленькое музыкальное училище, находящееся в тысяче километров от крупного культурного центра.

— Почему выбрана такая сложная многоступенчатая структура отбора для Всероссийского конкурса?
— Я не считаю, что она сложная. Сегодня два состава жюри — жюри отборочное и жюри финальное — это общая практика во всем мире, это не мы придумали. Отборочное жюри прослушивает всех желающих в регионах, а финальное слушает тех, кого отобрали, уже в Москве. Подобным образом это происходит на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, на конкурсе Шопена в Варшаве, конкурсе Вэна Клайберна в Техасе.

— Есть ли квоты на представительство в финале участников из разных регионов?

— Нет, квот нет. Отбирать участников для финала будут соответственно общему уровню, иначе нет смысла в отборе. Исторически мы понимаем, что в Москве уровень выше, и все равно это шанс для талантливого человека из провинции показать себя. Я часто говорю применительно к конкурсам, что есть те участники, для которых попасть в финальный тур — это уже большая победа, а есть и те, для кого получить вторую премию — поражение. Много и таких, для кого приехать в центр региона и поиграть — это уже большой стимул. В нашу консерваторию на отборочный тур в ноябре приедут, например, скрипачи со всего северо-запада. У нас смогут послушать, как играют в Мурманске, Калининграде, Кандалакше. Нужно иметь представление о том, что творится в регионе.

— В опубликованных правилах конкурса нет положения о запрете на участие учеников членов жюри. То есть опять сложится ситуация, при которой члену жюри придется оценивать своего ученика на фоне других конкурсантов.

— Ну и правильно. Это же абсурд: если ввести такой запрет, то все поедут туда, где его нет. Для членов жюри такое положение — это персональная ответственность. Эти люди потом перед всем миром будут отвечать за свои поступки.

— Мы все это уже видели не раз...

— Что ж, когда случаются несправедливости в судействе, то такие конкурсы в дальнейшем не котируются. Если мы увидим, что конкурс будет нечестным (и это уже впрямую меня касается), то он упадет, не успев подняться. А если будет честным, все это тоже увидят — и будет большой подъем.

— Тема конкурсов по причине несправедливости и коррумпированности жюри в музыкальном сообществе стала одиозной. Есть ли методики, которые позволяют обеспечить справедливое судейство на конкурсе?

— Таких методик нет. Надо просто захотеть. Все зависит от конкретного человеческого фактора, от тех, кто сидит в жюри. Если сидит педагог, то все зависит от того, как он поведет себя.

— Вот если бы в финальном туре членами жюри были бы не педагоги, а концертирующие артисты, наверное, доверия к ним было бы больше.

— Исполнители, не имеющие своих учеников, тоже судят по-разному. Это не критерий. Но наличие очень серьезного жюри, на самом деле, это один из критериев конкурса. В Московском жюри будут те, кого все знают, действующие, играющие скрипачи.

— Чему Вы как музыкант и как председатель жюри отдадите предпочтение — качеству подготовки участника или его таланту?

— Конкурс есть конкурс. Человек должен знать, на что он идет. Может, с позиции художника это и плохо. Но все равно конкурс живет по спортивным законам. На конкурсе люди занимаются тем, чем в реальной концертной жизни заниматься никогда не будут. Потом они будут играть другие программы, не будут больше соревноваться. А на конкурсе так же, как на Олимпийских играх. Например, великий спортсмен-биатлонист плохо стрелял и не получил медали. И никто ничего поделать не может. Здесь тоже как в спорте: полгода готовятся — полминуты бегут. Если в этот день ты плохо себя чувствовал и ничего не сыграл в финале, то рассчитывать не на что. Есть, конечно, нюансы. Но здесь я так скажу.

Когда есть безоговорочная первая премия, ее обсуждают полминуты, поднимают руки — и все, по моей практике. Обсуждают же долго 5 или 6 место, и очень трудно решить кто, потому что на самом деле ни тот, ни другой. Если человек играет лучше всех на голову, с ним ничего невозможно сделать. Поэтому участникам, которые задаются такими вопросами, я бы посоветовал начать с себя — сыграй как Хейфец, и все будет в порядке.

— Что Вы скажете тем, кто не добьется успеха на конкурсе?

— Да ничего особенного. В конкурсе вообще нет ничего судьбоносного. Особенно сейчас. Вот раньше на конкурсе Чайковского от выступления часто зависела жизнь. Сейчас такой остроты нет: здесь ничего не получил — поехал на другой конкурс.

— Вы заговорили о конкурсе Чайковского. Раньше вся система всероссийских, всесоюзных конкурсов восходила к конкурсу Чайковского. Связан ли как-то Всероссийский конкурс-2010 с конкурсом Чайковского-2011?

— Да, когда появился конкурс Чайковского, все остальные внутренние конкурсы стали ступенями к нему. Я считаю, что в наше время конкурс Чайковского и Всероссийский конкурс связывать неправильно. У них разные задачи. У конкурса Чайковского — вернуть себе былое лидерство. И мы все надеемся, что у Валерия Абисаловича Гергиева, председателя конкурса Чайковского, это получится. Он может это сделать и очень хорошо знает, что такое международные критерии, как все должно быть. И ситуация с этим конкурсом такая: он должен стать первым в мире.

— Музыканты старшего поколения возмущены тем, что в жюри конкурса Чайковского приглашены такие пианисты, как Денис Мацуев и Ланг Ланг, и вообще отчетливо ощущается тенденция к коммерциализации этого конкурса. Каково ваше отношение к этим вопросам?

— Я считаю, что все это очень хорошо. Какая коммерциализация? Мацуев, Ланг Ланг — это музыканты, которых знает весь мир. Это правильная политика — пригласить в жюри музыкантов, которые не вылезают со сцены. Моего творческого мнения тут нет: нравится мне их игра или не нравится — это другой вопрос. Но политика совершенно правильная — пригашать не педагогов, которые привезут с собой десять своих учеников, а таких музыкантов, чтобы любой, взяв список членов жюри, сказал: «Вот это да». Все хотят выступать перед большим жюри, а не играть перед теми, кого никто не знает.

— Сегодня невозможно не ощутить перелома в культурной политике нашей страны.

— Да, собралась группа людей, которые хотят что-то сделать. А тем музыкантам старшего поколения, кто критикует организацию предстоящего конкурса Чайковского, я бы напомнил о том, что было во времена их расцвета. В общем-то под их руководством этот конкурс почти исчез. Поэтому сейчас надо дать возможность другим это поправить. Я понимаю, что говорю очень резко, и были объективные факторы, но в целом всем этим крупным деятелям никто не мешал держать конкурс на уровне.

— В последние десятилетия на мировом музыкальном олимпе появились исполнители, не принимавшие участия в конкурсах — Евгений Кисин, Аркадий Володось и другие. Необходимы ли сегодня конкурсы для молодых талантливых исполнителей?

— Когда-то путь на концертную эстраду через конкурс был единственным. В последние десятилетия этот путь перестал быть единственным и стал одним из путей. Действительно, тому есть примеры — Анна Софи Муттер, например, или Кисин. Но я считаю, что это скорее исключения из правил. И изо всех путей путь на большую концертную эстраду через победу на конкурсе — самый честный. Не буду даже это комментировать. По-прежнему лауреата первой премии конкурса Шопена или победителя конкурса в Брюсселе знают все. Такой человек начинает везде играть. А дальше уже видно, насколько он интересен, поэтому многие покатаются так с годик и исчезают.

— Ждете ли вы сейчас больших результатов от участников предстоящего Всероссийского конкурса?

— От Всероссийского конкурса я, скорее, жду результата в целом, по всем тем задачам, которые мы ставим. Чтобы люди приехали, поиграли, чтобы их послушали. И в этом спектре задач появление какой-то звезды не главное. Кстати, звезды ведь не появляются вдруг. Нам очень важно поправить ситуацию с образованием, с концертной жизнью, с тем, что творится в музыкальных школах и училищах. Привлечь к ним внимание, привлечь средства, чтобы педагогам платили больше. Здесь много вот таких задач, и конкурс заполняет эту нишу. И не стоит очаровываться особенно по поводу появления новых звезд. У нас других лауреатов для вас сейчас нет. Поэтому это будут те лауреаты, которые будут.

Новости и материалы
Экс-генменеджер сборной России о рейтинге IIHF: собака лает, караван идет
Велосипедистку в Петербурге сбили трое детей на одном самокате
Китай планировал поставлять оружие России, но передумал после звонка из США
Названы конкуренты российских автомобилей Volga
Фигурант дела главного кадровика Минобороны не признает вину
В Барнауле ученикам третьего класса раздали грамоты с гербом и флагом Украины
Солист «На-На» вспомнил, как женился на фанатке
Российский сенатор рассказал о провале Зеленского
Французский политик заявил о новой фазе конфликта на Украине
Трансфер Сафонова в «ПСЖ» признали удачным
Развожаев объяснил громкие звуки в Севастополе
Путин назначил секретаря Государственного совета
В России начали продавать бытовую технику для украинского рынка
Стало известно, какие жанры в музыке предпочитают разные знаки зодиака
Украинский военный захотел вместе с русскими пойти на Киев
В Армении началась акция протеста
Яна Поплавская поддержала Алсу, несмотря на конфликт из-за «Голоса»
Белый дом прокомментировал обращение Зеленского к Байдену
Все новости