Симпатичная блондинка Джун (Кэмерон Диас) находится в поиске: даже в случайном столкновении чемоданами с игривым красавцем Миллером (Том Круз) она сразу видит шанс наладить личную жизнь. Вскоре герои налетают друг на друга снова, а потом оказываются вдвоем в полупустом самолете. Ну не судьба ли? Строго говоря, нет. Миллер — агент в бегах, которого ищут спецслужбы, и Джун, сама о том не ведая, была втянута в сложносочиненную смертельную интригу с погонями на мотоциклах, перелетами в Париж, райскими конспиративными уголками и, конечно, страстным мускулистым мачо, элегантно орудующим пистолетом. А о чем мечтает одинокая девушка? Да, собственно, именно об этом.
Поэтому, несмотря на джентльменские старания Миллера, Джун с большой охотой все глубже и глубже вляпывается в неприятности.
Женщины в боевиках давно перестали быть просто безвольными подружками героя. Доходит до смешного: Анджелина Джоли закончила съемки в «Солте», а теперь снимается в «Туристе», и в обоих фильмах красотка играет спецагента. Первоначально сценарий «Солта» был написан под мужчину: планировалось, что главная роль достанется все тому же Крузу, но когда актер отказался, горевали недолго — сюжету быстренько сделали операцию по смене пола. Так что на общем женогероическом фоне «Рыцарь дня» фильм прямо-таки патриархальный:
блондинка здесь именно что блондинка — красивая беспомощная баба, которой уготована максимально пассивная роль — Миллер периодически усыпляет Джун, чтоб не мешала истериками.
Следует ли понимать «Рыцаря дня» как хук по лицу феминизма? Может быть, да. Но скорее всего нет. В любом случае говорить об отвлеченных материях в контексте «Рыцаря дня» гораздо интересней, чем собственно о фильме. Потому что он относится к тому благодатному типу картин, которые не засоряют голову, а через несколько часов после просмотра начисто из нее выветриваются, не оставляя ни следа воспоминаний.
Разве что о Диас в бикини и Крузе в трусах. С другой стороны, это не самые неприятные воспоминания.
Об остальном и правда лучше поскорее забыть, потому что остальное — это, во-первых, Том Круз. Круз, бесспорно, хороший актер и даже, как доказала его феерическая эскапада в «Солдатах неудачи», способен дурачиться. Но там была эпизодическая сценка, а на масштабе «Рыцаря дня» становится очевидна беда Круза-комика. Он честно потешается над самим собой из «Миссии невыполнима», но строит смешные мины с такой сосредоточенностью и методичностью, будто, по меньшей мере, играет Гамлета.
Весь фильм у него на лице написано «Я профессионал», а лучше бы на нем хоть иногда читалось «Мне весело, я развлекаюсь».
Что касается Диас, то ограничимся лишь одним замечанием: с выхода «Маски» прошло больше 15 лет, а она все там же — смешная обаяшка с прекрасной фигурой. И не надейтесь, что Диас смеется над собственным образом: по крайней мере, Джун не слишком отличается от того, что Диас (за редким исключением) обычно играет.
Ну и, наконец, «Рыцарь дня» тщетно пытался сделать со шпионским фильмом нечто вроде того, что «Пипец» сотворил с комиксом: вывернуть наизнанку, очеловечить, постебаться. Но вышло слишком механистично, без огонька: будто пародию сгенерили автоматически, а роль режиссера свелась к тому, чтобы загрузить в компьютер несколько дисков с «Миссией невыполнима», бондианой и каким-нибудь «Отпуском по обмену», нажать на кнопку и получить готового «Рыцаря дня». Всего и делов.