Молодожены Джина и Дик (Томас Джейн) просыпаются в мотеле. Позади темная история, неожиданная страсть, наскоро заключенный союз и побег из Лас-Вегаса. Впереди свадебное путешествие и новая жизнь. Утро приносит легкое похмелье от содеянного, но она все еще самая красивая женщина на Земле, а он самый романтичный мужчина, так что пара садится в машину и пускается в путь. Они едут через пустыню, по заброшенному шоссе, воздух раскален, как духовка, и жарко настолько, что Джина устраивает небольшой перформанс с участием кубиков льда. Но эротические эскапады не спасут героев от страшного испытания: муж и жена начинают потихоньку узнавать друг друга. Ты что, любишь кантри? Ой, у тебя татуировка? Она курит и хочет детей, он предлагает завести кошку. В воздухе помимо испарины появляется раздражение, а на дорогу выскакивает еле живой человек с изуродованным лицом.
Режиссерский дебют в большом кино актера Томаса Джейна («Мгла», «Ловец снов», «Хроники мутантов»), хоть и выглядит на первый взгляд копеечным хоррором категории B, проект достаточно амбициозный.
То есть, с одной стороны, в США фильм был выпущен сразу на DVD и, несмотря на то что на imdb.com имеется информация о выходе картины Джейна в американский кинопрокат, данные о ее бокс-офисе отсутствуют. С другой — лента существует в двух разных вариантах — 2D и 3D, и именно в формате 3D «Территория тьмы» стартует в России.
Но дело не только в модном формате: высокохудожественные источники вдохновения Джейна угадываются без особого труда. Чувствуется упоение, с которым Джейн не маскирует, а, наоборот, выпячивает неряшливую небрежность дешевой картинки, а глумливая интонация порою срывается в откровенную издевку. Кто умеет наслаждаться кинематографическим хламом и превращать трэш почти в большое искусство? Конечно, закадычная парочка Тарантино и Родригес, обожающие поиграться в грайндхаус. Возьмите «Доказательство смерти», смешайте с «Планетой страха» и «От заката до рассвета» и получите примерный портрет того, какой бы хотел видеть свою картину Томас Джейн — по крайней мере, первую ее часть. Да, и не забудьте добавить неонуара «Города грехов»: в фильме Джейна свет пускается в пляски с тенью, схематичный герой произносит высокопарные монологи, камера выхватывает необычные ракурсы, пикирует в крупные планы, сосредотачиваясь то на мужественном подбородке, то бросаясь к кроваво-красной розе.
Вот только из полученной смеси придется вычесть гений Тарантино, безбашенный кураж Родригеса и безупречное чувство стиля обоих.
Во второй половине «Территории тьмы» Джейн переходит к подражанию Дэвиду Линчу: становится очевидно, что его заброшенное шоссе — это «Шоссе в никуда». Джейн пользуется приемами Линча как блюром в фотошопе, размывая сюжет: и вот уже неясно, где прошлое, а где настоящее, где реальность, а где вымысел. Однако между «ничего-не-понятно» у Линча и у Джейна целая пропасть: разрозненные кусочки складываются у первого в сложные паззлы, а у второго неразбериха нарастает как снежный ком и финальный твист кажется отчаянной попыткой вывернуться и свести концы с концами.
Значит ли это, что в «Территории тьмы» нет ничего хорошего? Отнюдь.
Там есть середина: когда Джейн не пытается никому подражать, а рассказывает остроумную байку о том, что супруги, как и друзья, познаются в беде. Даже курение и слабость к кантри можно пережить — всем нам приходится открывать в своих половинках раздражающие черты. Но вот когда новоиспеченным супругам предстоит решить, что делать со свежим трупом, — это станет настоящей проверкой чувствам. Мораль: страсть страстью, а закапывать мертвеца лучше с тем, кого знаешь не первый день.