Ассоциация американских библиотек на протяжении почти 20 лет составляет список книг, на которые жалуются как читатели, так и руководители отдельных библиотек. Разумеется, больше всего жалоб поступает анонимно. Все письма аккуратно подшиваются и подсчитываются, в результате чего на свет появляется «лучшая» десятка, в которую входят книги, собравшие наибольшее количество отрицательных отзывов.
В этом году больше всего жалоб поступило на серию книг, написанных в стиле «коротких сообщений», которыми подростки обмениваются в аське.
Подростковый роман Лорен Миракль (Lauren Myracle) «ttyl», выпущенный в 2004 году, стал бестселлером и открыл дорогу для продолжения серии. Заголовок – это аббревиатура, которая часто используется при общении с помощью различных мессенджеров и означает «расскажу потом». Следующие книги назывались «ttfn» и «l8r, g8r» (сокращения для «Пока» и «Увидимся, аллигатор») и были выдержаны в том же стиле.
В топ-10 книга попала в 2007 году на седьмую позицию, в следующем году заняла третье место – и вот теперь победила.
Серия книг со странными на первый взгляд названиями – история трех девочек, которые обмениваются впечатлениями о своей жизни и делают это настолько взросло и откровенно, что книги о них второй год присутствуют в списке ALA и даже были запрещены в некоторых школах Соединенных Штатов. Правда, это не помешало им попасть в другой список – «500 лучших книг для подростков», который составила известная американская писательница и литературный критик Анита Сильвей (Anita Silvey).
На втором месте оказался прошлогодний лидер – история про двух пингвинов-гомосексуалистов «С Танго их трое» (And Tango Makes Three, 2005) авторства Питера Парнелла (Peter Parnell).
Книга основана на реальных событиях, приключившихся в зоопарке Нью-Йорка, когда два пингвина-самца, Рой и Сайлоу, оставшись без самок, были вынуждены создать семью. Закончилось всё почти трагично (для пингвинов), а книга стала бестселлером, правда послужив поводом для протестов со стороны родителей.
В отличие от победителя, которому инкриминируются сразу несколько прегрешений — нагота, открытая сексуальность, оскорбления и наркотики, жалобы на пингвинов содержат только одно обвинение – в пропаганде гомосексуализма. В списке ALA книга находится с 2006 года и уже пару раз занимала первое место.
В гомосексуализме обвиняют и книгу, которая заняла третье место.
Эпистолярный роман Стефена Чбоски (Stephen Chbosky ) «The Perks of Being a Wallflower» вообще собрал пышный букет обвинений: кроме гомосексуализма присутствуют подростковая сексуальность, мат, религиозные вопросы, наркотики и описание самоубийства.
Сам автор утверждает, что на написание истории о подростках его вдохновил роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи», классика американской и мировой литературы, написанный в 1951 году. Примечательно, что он тоже находится в списке – на шестой позиции, но со сходным набором обвинений.
Но на «Убить пересмешника» Харпер Ли, еще одну классическую книжку, жалуются чаще – она занимает четвертое место.
Возможно, в этих случаях виной жалоб служит именно популярность: «Убить пересмешника» получил Пулитцеровскую премию 1961 года, был экранизирован, да и вообще обязательно изучается в большинстве американских школ.
Популярностью обязана своему первому появлению в этом списке и сага «Сумерки» Стефани Майер. Романы о молодых вампирах были переведены на 37 языков и изданы миллионными тиражами. Они пользуется успехом в основном у подростков, а вот родители осуждают их за сексуальность, несоответствие заявленной аудитории и по религиозным мотивам.
Возможно, всё это там есть, но забавно, что активно жаловаться на неё стали только после выхода фильма по первой книге цикла с Кристен Стюарт и Робертом Паттинсоном в конце 2008 года.
В этом году библиотечная ассоциация подвела и итоги десятилетия, составив топ-100 книг, на которые жалуются чаще всего.
Бесспорным лидером стал Гарри Поттер.
Серия книг Джоан Роулинг о юном волшебнике в этом году не вошла в список, но в начале «нулевых» занимала первые места с большим отрывом. Её обычно обвиняют в оккультизме-сатанизме и антисемейной пропаганде.
Списки, конечно, показательные. Но не следует думать, что они являются поводом для того, чтобы убирать попавшие в них книги из общего доступа – об этом даже и помыслить никто не может.
Представители библиотечной организации выступают за последовательное соблюдение Билля о правах.
Они считают, что все могут иметь свободный доступ к фондам библиотек, но решать, стоит ли читать ту или иную книгу, должны в семьях.
Тем более что в масштабах страны жалоб приходит не так уж и много. Например, в этом году их было всего 460, а годом раньше – чуть больше пятисот. На толпы возмущенной общественности такое количество никак не тянет.
Поэтому составляемый ALA список является всего лишь способом обратить внимание родителей на книги, чьё содержание – возможно – сомнительно с точки зрения морали и общепринятых норм, предоставив им самим разбираться со своими детьми. Довольно здравый подход, если разобраться.