Произведениями Пикассо принято восхищаться, но понимаем ли мы в действительности, что подразумевал автор, искажая формы реальности? Рассуждать о кубизме и прочих модернистских методах можно долго, а вот ощутить их нутром и осознать как данность получается не у всякого. Александр Райхштейн, бывший наш соотечественник, ныне живущий в Хельсинки, подошел к вопросу художественного просвещения максимально творчески. В прошлом году, когда гастрольная выставка из парижского музея Пикассо проходила в Финляндии, он сочинил для этого события интерактивный бонус в виде инсталляции. По замыслу художника, после знакомства с этим проектом взрослые должны раскрыть для себя все тайны авангардной эстетики, а дети еще и словить кайф от закулисных сюрпризов. С переездом выставки Пикассо в Москву сюда же перебрался и сей передвижной театрик.
Наверное, сразу стоит предупредить зрителей, чтобы насчет постижения всех секретов модернизма не обольщались. Инсталляция получилась забавной, но не многим более того.
Взяв за основу картину Пабло Пикассо «Читающая», соавтор великого испанца создал ее пространственную иллюзию из крашеных фанерных щитов.
Фокус в том, что при входе в зал посетитель видит нечто вроде сильно увеличенной репродукции, а по мере приближения к «картине» обнаруживает, что внутри нее можно прогуляться. В отличие от Буратино, проткнувшего носом нарисованный очаг, зритель попадает в произведение без особых усилий – просто перешагнув через нижний край позолоченной рамы.
Фантомная реальность выглядит уютной и поначалу интригующей. Здесь можно подняться по лесенке на смотровую площадку, услышать в телефоне голос Пикассо, почитать на стенах изречения мэтра (вроде такого: «Искусство – это ложь, к которой мы прибегаем, чтобы найти правду») и увидеть свое псевдокубистическое отражение в специальных зеркалах. Внимание ребенка этот аттракцион займет минут на пятнадцать, взрослому хватит и пяти.
Даже удачную шутку не стоит затягивать – а в том, что перед вами инсталлированный прикол, вы убеждаетесь почти моментально.
«Сеанс модернизма с полным его разоблачением» к постижению сути творчества Пикассо не приближает вас ни на йоту, однако раздражения это обстоятельство не вызывает. Вы же и не рассчитывали всерьез на эстетическое потрясение, правда ведь? За эстетическим потрясением извольте отправиться в Пушкинский музей, а здесь вас всего лишь развлекают. Спасибо и на том.
Милый жанр интерактивных приложений к музейным проектам постепенно приживается и у нас.
Просветительской пользы от подобных аттракционов обычно бывает меньше, чем принято думать, но ведь и вреда они никому не приносят. Пока «игры с Пикассо» не подменяют собой самого Пикассо, их можно считать благотворно действующими на зрительское сознание. Опять же детям будет что вспомнить. Хотелось бы, впрочем, чтобы это воспоминание не осталось единственным в части «проникновения в глубины» изобразительного искусства.