Создателям первого отечественного 3D-мультфильма «Звездные собаки: Белка и Стрелка» (и, кстати, на этот раз речь не о трехмерной графике, как в случае с «Машей и волшебным орехом», а о настоящем 3D — то есть стереоформате, для просмотра которого нужны очки) не позавидуешь. Мало того, что недавно вышел «Аватар», и ладно бы с ним: этак, если сравнивать с «Аватаром» все новые мультики и блокбастеры, то можно прийти к выводу, что никому, кроме Кэмерона, кино вообще лучше не снимать. Но проблема очевидна и в более локальном масштабе: трейлер «Белки и Стрелки» показывают на «Алисе» Бертона, да еще и в комплекте с трейлерами к «Как приручить дракона» (с которым нашему фильму к тому же предстоит тягаться в прокате — они выходят на одной неделе) и четвертым «Шреком навсегда».
И на вышеозначенном фоне родное 3D выглядит, мягко говоря, безыскусно.
Таковы непростые условия, в которые попал российский 3D-первопроходец, поэтому есть два подхода: либо отнестись к нему сухо и объективно, не принимая в расчет, что «Белка и Стрелка» «наш», да еще и «первый», либо сосредоточиться на хорошем.
В первом случае придется констатировать, что таки да — 3D заметно хромает, готовьтесь к тому, что на просмотре может появиться чувство сродни алкогольному опьянению: в глазах двоится, сфокусироваться трудно.
Но даже если отбросить это злосчастное 3D, получился, будем честны, далеко на «Вольт» с «Рататуем», о которых неминуемо вспоминаешь, поскольку главные герои «Белки и Стрелки» шкодливые собачки и крыса.
Тут ни детализированности, при которой на животном виден каждый волосок, ни удивительного синтеза животных повадок с антропоморфностью, которым славен тот же «Вольт». Белка и Стрелка ведут себя вызывающе человекообразно, а об их собачей сущности напоминает, пожалуй, лишь собачья внешность.
Если планомерно увеличивать градус занудства, то можно дойти до этических претензий к сюжету.
Белка и Стрелка, если вы вдруг не знаете, не первые побывавшие в космосе собаки, а первые слетавшие и вернувшиеся живьем. Помимо них имеется еще больше десятка не столь удачливых безымянных героев, ну и, конечно, небезызвестная Лайка, которой с самого начала был выдан билет только в один конец. Возвращать с орбиты в момент ее запуска еще не умели, поэтому собаку слали на смерть — она умерла через несколько часов после взлета, предположительно, от перегрева. Зная все это, не каждый сможет посмеяться над байконурскими шутками и легкомысленным тоном мультфильма.
А вот теперь выключим внутреннего брюзгу и включим позитивиста.
Тут же окажется, что у «Белки и Стрелки» есть масса достоинств. Начать с сюжета: ну да, реальные Белка и Стрелка — лишь удачная часть сложной истории, где шаг в сторону связан с риском обнаружить скелет — причем в самом прямом смысле. Говорят, на каком-то банкете Гагарин бросил непечатную фразу: «Не пойму, кто я — первый человек или последняя собака». И вместе с тем космические успехи в неоднозначной истории нашей страны всегда считались безоговорочной победой. Второго мнения тут нет, и, наверное, это то самое место, где логично искать народных героев, в отчаянном поиске которых находится сегодняшний кинематограф.
Космические собаки — идеальные кандидаты на то, чтобы стать фольклорными персонажами, обитающими на стыке истории и фантастики — где-то между Гагариным и Алисой Селезневой.
Учитывая, что Белка и Стрелка все же собаки, с ними можно делать что хочешь — игривое искажение фактов их биографии вряд ли вызовет нарекание, да и нет у них наследников, которые могут засудить за неподобающее упоминание имени, как произошло с фильмом «Внук Гагарина». Видимо, идея витала в воздухе: неслучайно почти в то же время, что и «Звездных собак», мультфильм про Белку и Стрелку начала делать и студия Toonbox — в формате юмористических короткометражек для взрослых.
Кстати, об искажении фактов.
При общей фантастичности сюжета, посмотрев мультфильм «Звездные собаки: Белка и Стрелка», дети волей-неволей узнают кое-что из курса истории отечественной космонавтики, а это тоже неплохо. Например, будущих космонавтов и вправду набирали из бродячих собак — считалось, что дворняги лучше выживают в экстремальных ситуациях. В том полете на самом деле присутствовали крысы и мыши. Ну и, наконец, то, с чего мультфильм начинается, — щенок Стрелки, оказывающийся в доме американского президента, не выдумка: одного из щенков, родившихся у собаки через некоторое время после возвращения из космоса, отдали Никите Хрущеву, который преподнес соответствующий подарок дочери Джона Кеннеди.
Ну и самое главное: похоже, «Белке и Стрелке» удалось то, что пока плохо удавалось новейшей российской мультипликации, а именно удачно поженить Голливуд с отечественной традицией.
Пусть здесь многое сделано с оглядкой на зарубежные мультхиты, но все заимствования не без остроумия вписаны в родную реальность. Чего стоит идейный потомок крысобелки из «Ледникового периода», который трансформировался в ворону, лелеющую кусок сыра.
Есть еще кое-что, за что хочется поблагодарить авторов «Белки и Стрелки»: они не стали гнаться за аудиторией и овзрослять мультфильм. «Белка и Стрелка» — история абсолютно детская, на которую можно и нужно в первую очередь вести именно детей. Нет, конечно, без романтики не обошлось, но дело ограничивается лишь прикосновением собачьими носами: то есть до того, во что ради подростков превратилась «Маша и волшебный орех», не дошло. И слава Богу, потому что представить, как выглядела бы эротизированная сказка про Белку и Стрелку, действительно страшно.