Середина прошлого века. Сквозь туман к острову Шаттер, на котором расположена больница для самых опасных сумасшедших, плывет корабль. На судне двое пассажиров – федеральные маршалы Тедди и Чак. Их командировали на остров выяснить, куда подевалась одна из пациенток, утопившая своих четверых детей. Однако для Тедди она лишь повод. На самом деле он давно искал возможность навестить эту тюрьму для умалишенных: где-то здесь сидит виновник смерти его жены. Пара инфернальных заведующих больницей вежливо и деликатно вставляют палки в колеса следствию и нагнетают паранойю. Довольно быстро Тед убеждается, что любители бесчеловечных опытов, с которыми он боролся еще в фашистском Дахау, на сей раз ближе, чем может показаться.
Выступление американского киноклассика в жанре психиатрического триллера выглядит одновременно странным и логичным.
К моменту выхода в прокат «Острова проклятых» разбираться в мотивах, которыми руководствуется этот великий, бросили даже самые упертые. Учитывая, что нечто похожее уже который год творится с Френсисом Копполой, всех, в общем, устроила версия событий, согласно которой для мастеров «нового Голливуда» просто наступила пора маразма. Судите сами. Когда Скорсезе снял «Банды Нью-Йорка», это было логичным выходом на кино большого стиля, когда продолжил сотрудничество с Леонардо ди Каприо «Авиатором» — странной выходкой гения. Дальше он превратил порожденную собственными «Злыми улицами» гонконгскую «Двойную рокировку» в отдающих пенопластом «Отступников» — и это было нелепо и захватывающе одновременно. Наконец в блестящей документалке про The Rolling Stones «Да будет свет» он спутал карты, представ комично сбрендившим итальяшкой и предоставив зрителю решать, насколько этот образ соответствует действительности.
И вот после всего этого местом действия Скорсезе выбрал дурдом.
Звучит смешно, но форма и содержание уравновесили друг друга, а картина задышала легко и свободно, изредка прерываясь на паническую одышку. Фильмы режиссера уже давно не было так увлекательно... нет, не анализировать и додумывать, а просто смотреть – не слишком частое для сегодняшнего кино удовольствие. Тех же, кто все эти годы с тревогой следил за зигзагами творческой мысли, мастер тоже решил избавить от скопившегося недоумения.
Он снова нашел гармоничное соотношение между голливудским форматом «Отступников» и свободной самовыражения, скажем, «Таксиста», попутно вознаградив за доверие в эту нелегкую пору своего премьера – Леонардо ди Каприо, талант и актерская зрелость которого после этой роли уже не нуждаются ни в каких доказательствах.
Честно говоря, то, что актеру отныне не надо объяснять, чем он отличается от Роберта де Ниро, уже говорит в пользу картины.
67-летний Скорсезе перестал прятаться и вовремя решил напомнить себе и окружающим, за что его некогда принято было любить.
Сегодня он снимает сообразно опыту – уверенно, но не тяжеловесно. Собственно, главный фокус «Острова проклятых» заключается в том, что вся его интрига (в подробностях) легко просчитывается минуте на пятнадцатой, но просмотру это совершенно не мешает, скорее наоборот. Скорсезе знает, как заставить зрителя два часа просидеть, вцепившись в подлокотник: сделать погромче Малера, пустить водяную пыль в глаза.
Атмосферу постепенного сумасшествия он выстраивает с такой хирургической точностью, на которую способен только очень здоровый человек.
В конечном счете за этой историей обыкновенного безумия встает сразу несколько куда более важных мыслей, не имеющих отношения ни к экологии, ни к Ираку, но куда более актуальных и неудобных. Если уж задавать после этого режиссеру какие-то вопросы, то главный из них будет состоять всего из одного слова: «Серьезно?»
Лучший фильм недели.