Старшеклассник Перси Джексон однажды выясняет, что его преподавательница – гарпия, учитель – кентавр, лучший друг – козлоногий сатир, а отец, которого он никогда не видел, – бог Посейдон. Мать, правда, нормальная, хоть и живет с каким-то придурком. Дядя Перси – бог Зевс – обвиняет мальчика в краже молний, самого могущественного оружия на свете. Другой дядя Перси, бог Аид, забирает мать мальчика к себе, в царство мертвых, и требует за нее выкуп – те же самые молнии Зевса. Перси со своим другом отправляются в специальный летний лагерь для всяких магических полукровок, там они знакомятся с дочерью Афродиты, и подростки втроем отправляются в Аид выручать маму Перси. По дороге, понятно, дерутся с чудовищами и спасают мир.
Герои так осторожно бредут по рейтингу PG, как будто это фильм не для подростков, а для девятилетних детей.
Родители отловят в «Перси» несколько мифологических шуток и, возможно, порадуются тому, что собрание богов-олимпийцев выглядит как заседание «большой восьмерки», только баб больше. Крис Коламбус, автор первых двух «Поттеров» и двух садистических фильмов из серии «Один дома», еще раз доказал, что из любого сюжета может сделать эпизод для «Ералаша».
Все более или менее удачные подростковые фэнтези рассказывают о семейных отношениях.
Сиротка Гарри Поттер живет с мерзкими родственниками, а вся его сила основана на родительской любви. Белла, наблюдая за своими разведенными родителями, мечтает о крепкой и вечной любви. Перси Джексон выясняет, что его отец – бог, примерно в
то время, когда обычные подростки начинают в этом сильно сомневаться.
Очевидно, что «Перси Джексон» придуман мужчиной: отцу Перси достаточно было зачать ребенка, чтобы мальчик вырос сильным, умным и справедливым.
Писатель Рик Риордан, автор саги о Перси Джексоне (вышли уже пять книг серии), вообще-то преподаватель древнегреческой мифологии в американской школе. Так что не зря герой проходит сквозь квесты, как будто читает учебник: вот это, дети, Минотавр, он похож на быка, а вот это, дети, гидра, ну-ка, попробуйте отрубить ей все головы! Так вам и надо, дети, — теперь у нее вдвое больше голов…
Удивительно, что современные технологии не в силах справиться с древней фантазией: глядя на компьютерное воплощение мифических чудовищ, всякий раз понимаешь, что в реальности их быть не могло.
Например, еще ни в одном фильме кентавры не выглядели достоверно.
То они неубедительно ходят, как в «Хрониках Нарнии», то у них задница плохо прорисована, как у Пирса Броснана. Он в «Перси» играет кентавра Хирона, наставника юных героев, мудро улыбается и меланхолично помахивает хвостом. Еще краше (и еще недостовернее) выглядит Медуза Горгона: у Умы Турман всегда был убийственный взгляд, а неудачно врисованные ей в голову змеи только мешают.
В фильме есть попытка совместить древние мифы с достижениями современной цивилизации: на Медузу Перси смотрит в отражение на айфоне, Аид (превосходный Стив Куган) «косит под Мика Джаггера», а царство мертвых расположено – правильно, в Голливуде. Но это все какие-то школьные, очевидные шутки. Единственный персонаж, которому разрешили взять с собой в этот фильм что-то вроде чувства юмора, — сатир Гровер, друг и защитник Перси.
В школе он ходит на костылях «для конспирации», Харона пытается подкупить изображением «мертвых людей», например Бенджамена Франклина, а когда на ладони у сумрачного перевозчика душ сгорают бумажные деньги, Гровер ворчит, что в стране рецессия.
Сама идея Рика Риордана — наложить Древнюю Грецию на современные Соединенные Штаты и сделать вид, что так всегда и было, — завораживает. У Нила Геймана в одном из лучших романов прошлого десятилетия «Американские боги» все эти мифические существа тоже скитались по Америке, но лишь потому, что каждый иммигрант привозил своего бога с собой, а потом боги становились не нужны, им некуда было деться. В фильме Питера Берга «Хэнкок» боги путешествовали, где хотели, постепенно перерождаясь в американских супергероев и домохозяек, потому что Америке нужны супергерои и домохозяйки. В «Перси Джексоне» нет никаких объяснений божественным перемещениям — просто Олимп перенесен на Эмпайр Стейтс Билдинг, а боги то ли сами оказались иммигрантами, то ли просто не заметили, что они уже не в Греции.
Это очень трогательное обживание древности – в стране, которая начинает собственную историю с конца XV века.
В общем, несмотря на Криса Коламбуса, мальчика и магию, это не новый «Гарри Поттер». Это, скорее, образовательная программа по мифологии, с хорошими актерами и плохими спецэффектами. А кстати, могла бы быть прекрасная серия для средней школы: в следующей книге герой выяснит, что он полукровка, сын человека и инфузории, и должен спасти свою маму от почкования. Биология будет выучена за час.