С момента Вспышки прошло тридцать зим. Вспышка прожгла озоновый слой, те, кто не смог спрятаться, ослепли или погибли. Прочие разделились на мародеров, бандитов и их жертв. Все эти тридцать зим по выжженной земле идет Илай (Дензел Вашингтон) ― черный человек с пистолетом и мачете. А в рюкзаке у него лежит книга, которую он должен нести строго на запад, пока не найдет места, где она будет нужна. На всей Земле кроме Илая о книге и ее силе знает только один человек ― Билл Карнеги (Гэри Олдмен), поклонник Муссолини и мелкопоместный диктатор в одном из постапокалиптических оазисов. Злодей посылает на поиски книги тупых байкеров, но они вместо искомого артефакта привозят одного Дэна Брауна. Тем не менее встреча объединенных священным томиком героев неминуема и случится, когда Илай сам придет в город Карнеги пополнить запасы воды и зарядить севший айпод.
«Книга Илая» даже не с титров ― с трейлера честно давала два варианта восприятия происходящего, и право выбора деликатно отдано здесь зрителю.
В любом случае отрицать тот факт, что перед нами, возможно, лучший постапокалиптический боевик едва начавшегося года, никак не выйдет. Здесь нет никаких новшеств, однако вся родовая память жанра собрана здесь в какой-то невероятной концентрации. Облаченные в ржавые консервные банки байкеры на винтажных чопперах, комиксовая графичность поединков, живописные лохмотья, останки супермаркетов и серо-коричневый пейзаж до самого горизонта ― все это мы уже видели. Однако до братьев Хьюз со времен «Безумного Макса» ни у кого не хватало наглости собрать все штампы в одном месте и отдраить до ослепительного блеска.
Не сказать, что «Книга Илая» закрывает тему ― скорее, завершает затянувшийся этап в ее развитии.
Помимо перечисленного в ход пошли лучшие силы Голливуда. Дензел Вашингтон, как в лучшие времена, всего лишь парой лаконичных штрихов рисует образ, который еще долго мерещится на ночных улицах, Том Уэйтс обнаруживает такие актерские данные, что в пору забросить пение и сыграть дедушку Хэллбоя. Ну а Гэри Олдмен доказывает, что сегодня он мог бы играть своего Дракулу вообще без грима. Хьюзы, в свою очередь, хоть и не гении, но очевидные (и не безумные, как, скажем, автор «Знамения» Алекс Пройас) визионеры, и в созданном их воображением мире герои чувствуют себя достаточно расслабленно, чтобы спокойной выяснять свои отношения, пересыпая пустые гильзы хлесткими шутками.
И можно сколько угодно шипеть, мол, «Книга Илая» насквозь вторична ― ей действительно не стать вечнозеленым шедевром, но именно такие фильмы и прокладывают дорогу откровениям.
И, в конце концов, она просто слишком хороша, чтобы довериться замусоренному лишней информацией сознанию и начать искать в образе черного мессии ненужные смыслы. Картина дает зрителю на это полное право, но, поверьте, все время быть самым умным слишком скучно, и пример Илая подтверждает этот тезис лучше любых книг.