Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Их едят, а они глядят

В прокат выходит «Короткое замыкание»

В прокат выходит «Короткое замыкание», сборник новелл пяти отечественных режиссеров, вдохновивших депутата Госдумы на «вон из профессии!».

Для фильма «Короткое замыкание», альманаха о любви, идеальной рекламой стало гневное выступление Станислава Говорухина в Госдуме. Режиссер обвинил молодых коллег Хлебникова, Вырыпаева, Буслова, Германа-младшего и Серебренникова в профнепригодности и стремлении снимать «абсолютную ложь, по которой Запад будет составлять представление о России». Крестовый поход классика представляется изначально бесперспективным.

Отрицательный пиар, как известно, работает куда эффективнее, чем беззубо-позитивный. Наверняка нашлись люди, которые о «Коротком замыкании» и не узнали бы никогда, однако благодаря гневной отповеди уважаемого человека решили-таки глянуть, что там у нас в кино с ложью, ориентированной на экспорт. Пусть даже и глянуть лишь затем, чтобы немедленно плюнуть. Между тем сколько-нибудь внятного антипатриотического пафоса в картине не наблюдается. Почвенническим манифестом ее, конечно, тоже трудно назвать –

ну так и патриотизм пока никто как будто не рекомендовал в качестве обязательного компонента всякой русской мелодрамы.

Если позволить себе смелость взглянуть на «Короткое замыкание» как бы глазами Станислава Сергеевича, то намек на целенаправленное ознакомление западного зрителя с образом современной России опознается в новелле Ивана Вырыпаева «Ощущать». Навстречу хаотично гуляющей по Москве с видеокамерой прекрасной полячке из подворотни выкатывается бритый наголо юноша. Угловатая пластика, бледность лица и кургузый костюмчик с цветком в петлице позволяют предположить в молодом человеке недавно откинувшегося уголовника. Что немедленно и подтверждается его программным монологом – не столько, впрочем, про нары за колючкой, сколько про то, что понять мир умом нет никакой возможности, а потому надо его просто ощущать.

Нахрап и специфическое обаяние, с которым герой талдычит про «ощущать», заставит мужа полячки, в финале просматривающего видео, ревниво выяснять, что это еще за русский с горы.

Подобный тип нашего человека выглядит, в общем, немного опасно, но скорее привлекательно и свежо – русская душа, вся такая из себя загадочная. Особенно если до этого вы не видели фильм «Кислород», настойчиво-истерическую интонацию которого Вырыпаев в «Коротком замыкании» попросту дублирует. И если кому-то ее в «Кислороде» было мало, то вот, пожалуйста, как бы бонус.

Портрет России, вглядевшись с изрядным пристрастием, можно заподозрить и в новелле Алексея Германа-младшего «Ким» на примере отдельно взятой психиатрической клиники. Туда упекают циркового артиста-корейца, кажется, только за то, что он умеет зажигать лампочки и настраивать телевизоры прикосновением руки.

Благодаря интенсивному курсу лечения единственный талант, который остается за ним в финале, — это подметание больничной дорожки.

Нравы в больнице изображены вполне себе зверскими, однако наша психушка выглядит все погуманнее, чем, скажем, американская в «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, которой Герман определенно вдохновлялся. Совершенство, если не сказать вылизанность, каждого кадра «Кима», как минимум, не позволяет упрекнуть постановщика в отсутствии профессиональных навыков.

Тема лампочки в полной мере раскрыта в «Срочном ремонте» Петра Буслова, размещенном посередке альманаха. История влюбленного глухонемого сапожника, в жизни которого загорающаяся и гаснущая лампочка играет ту же примерно роль, что и в подвижнической карме собаки Павлова, выглядит на общем фоне наиболее консервативным высказыванием. Буслов с почти ученической аккуратностью соблюдает хрестоматийные стандарты драматургии, согласно которым неплохо бы, чтобы в кинофильме имелись и завязка с развязкой, и экспозиция с кульминацией. Творчески обыгранная цитата из «Золотой лихорадки» также не позволяет предположить в режиссере охальника, спешащего спихнуть классику с корабля современности.

Заданная тема любви в «Коротком замыкании», надо сказать, развивается в сугубо платоническом ключе.

Свежая «Пассажирка» того же Говорухина номинально рискует показаться произведением вполне куртуазным, а то и фривольным, рядом с «Позором» Бориса Хлебникова. В персонаже Александра Яценко без труда опознается сыгранный этим же артистом в «Свободном плавании» юноша, мыкающийся в поисках жизненного призвания. В новелле эксперименты довели героя до журналистики, и метафизического подхода к служебным обязанностям он не растерял. Прибыв по заданию редакции порасспросить жильцов дома о бесчинствах ЖЭКа, молодой человек вперяется взглядом в надпись на гараже «Оля – сиська» и проводит лирическое расследование, не имеющее никакого отношения к теплосетям.

Открывающий альманах «Позор» — наиболее удачная зарисовка в «Коротком замыкании», однако это вовсе не повод малодушно покинуть зал сразу по окончании фильма Хлебникова.

Во-первых, все представленные новеллы так или иначе заслуживают внимания, во-вторых, апофеоз с элементами манифеста закономерно приходится на финал, и это «Поцелуй креветки» Кирилла Серебренникова. Главный герой, работающий живой рекламой ресторана, вняв пожеланиям руководства привлечь к себе внимание каким угодно способом, фланирует по набережной Москвы-реки в уродливо-величественном костюме креветки. Кратко отчитавшись об ассортименте блюд и живой музыке, он целует гуляющих взасос. К несчастью самоотверженного юноши, навстречу попадаются все больше настоящие мужчины ортодоксальных воззрений, милиционеры да моряки, которые реагируют на поцелуй единственно возможным для себя способом.

В происходящем читается метафора, точность которой и подтвердили думские дебаты.

В конце концов, легко себе представить, что, наткнись Человек-креветка на господина с внешностью, харизмой и жизненной позицией Говорухина (тьфу, что называется, тьфу), он едва ли малодушно обогнул бы кинорежиссера. Да и Станислав Сергеевич, настоящий мужчина, привыкший снимать про настоящих мужчин, наверняка отреагировал бы на такой фокус не чересчур толерантно.

Наверное, именно последняя глава «Короткого замыкания» (креветка-камикадзе – подходящий символ молодого российского кино) более всего раззадорила классика. По ходу действия герой превращается натурально в фарш. Однако из этого фарша, как в присказке про пироги, смотрят на мир такие живые и одухотворенные глазки, что становится понятно — как-то унять эту одухотворенность едва ли под силу и административному, и физическому ресурсу.

Новости и материалы
Россия будет поставлять газ Китаю со скидкой в ближайшие годы
Над российскими регионами сбиты восемь украинских беспилотников
Экс-советник Пентагона объяснил, почему Украина уже проиграла в военном конфликте
В МИД РФ предупредили о последствиях маневров НАТО у границ России
Одесса оказалась частично обесточена после взрывов
Россиян предупредили о самых опасных осложнениях грыж
Секретная служба США приготовилась защищать Трампа в тюрьме
В Одессе произошли взрывы
Мировая премьера фильма Ивана Соснина «Пришелец» пройдет на ММКФ
В марте россияне активно покупали товары для рассады
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
Все новости