Здание, с которого начинается и которым заканчивается «Законопослушный гражданин», — мэрия Филадельфии, самое высокое в мире каменное жилое сооружение, стены почти семиметровой толщины, постройка обошлась в $24 миллиона. Это самое интересное, что есть в фильме.
Там всего две интересные вещи, и обе не имеют к сюжету почти никакого отношения: здание мэрии и голая задница героя фильма Клайда, которого играет спартанец Джерард Батлер.
Клайд – технический гений, и вот однажды он сидит ковыряется в своих технических игрушках, как вдруг в дом врываются двое отморозков и убивают его жену и дочурку. Что дочь не просто дочь, а именно дочурка, очевидно: девочка как раз только что подарила Клайду браслетик с буковками «папочка».
Дальше все уменьшительно-ласкательные в жизни Клайда заканчиваются. Судебная система несовершенна, и к смертной казни приговаривают только одного из отморозков, другого за чистосердечное признание сажают всего-то года на три.
Через десять лет Клайд решает восстановить справедливость и убрать всех, кто даже не попытался наказать преступников по закону.
В число «всех» попадает и окружной прокурор Ник (Джейми Фокс), благодаря которому главный злодей отсидел так мало. У Фокса к этому времени уже тоже есть дочурка.
Сначала кажется, что нам покажут бодрый триллер, где герой будет гоняться за убийцей с той же грацией, с какой Шварц разбирался с обидчиками в «Возмещении ущерба» или Вин Дизель мстил за свою жену в фильме того же Гэри Грея «Одиночка». Но нет, герой «Гражданина» не разменивается на мелочи. С убийцей он расквитается быстро и навсегда, потом сдастся полиции, раздевшись догола (о, голая задница Джерарда Батлера!). Его посадят в тюрьму, и там он начнет наступление на всю продажную судебную систему: будет одновременно запугивать, шантажировать, договариваться с юристами — и издеваться над ними. Он будет выдвигать идиотские требования, взамен снабжая прокурора все новыми трупами, а потом, сидя в карцере, скажет: «Если вы не выпустите меня до шести часов вечера, я начну убивать».
Это уже после не то трех, не то четырех трупов. И начнет, не сомневайтесь.
Бедняга Ник, всегда стремившийся действовать наверняка, а не по совести, лишь к концу фильма поймет, что договариваться с убийцами нехорошо. Зрители, которые знали это еще до начала фильма, вздохнут с облегчением.
Клайд за те десять лет, что прошли с момента убийства его семьи, посмотрел множество фильмов — от «Пилы» до «Молчания ягнят». Не все пошли ему на пользу. Режиссер Гэри Грей за подотчетный период вообще ничего не посмотрел, поэтому с восторгом неофита монтирует встык смертную казнь и девочку, играющую на виолончели, потом опять смертную казнь и опять виолончель.
Не хватает титров «дети – цветы жизни».
Если в лучших работах режиссера, «Переговорщике» и «Ограблении по-итальянски», можно было предположить, что хоть у кого-то в фильме есть чувство юмора, то в «Гражданине» все серьезны, как охранники мафиозо на детском утреннике.
И насчет мэрии Филадельфии. Это здание дважды за его историю хотели снести, но оно такое огромное, что демонтаж стоил бы не меньше, чем строительство. В кульминационный момент фильма Клайд объявляет, что здание заминировано и взорвется, как раз когда мэр созовет чрезвычайное совещание. Еще одна неудачная попытка избавиться от надоевшего памятника архитектуры. Мораль «Законопослушного гражданина» очень примитивна: судебная система – зло, не договаривайтесь с убийцами, не убивайте женщин и детей, мойте руки перед едой. Но фильм становится гораздо интереснее, если решить, что это кино об архитектуре. И о голой заднице Джерарда Батлера, конечно.