Паскудный осенний дождичек льется на наши головы, очевидно, не просто так. Именно после него, в ближайший четверг, выходит в прокат «Книга мастеров» — фильм, который не удастся оставить без внимания, появись даже такая слабо преодолимая потребность. Во-первых, он пойдет в подавляющем большинстве московских кинотеатров и все – от прогуливающих уроки школьников до устремившихся в кино парочек – будут обречены смотреть первый плод совместных усилий отечественных кинематографистов и студии Disney.
Во-вторых (и главных), «Книга мастеров» — первая отечественная киносказка, снятая за последние пару десятков лет.
Итак, жила-была Баба-яга, и была у нее дочка. Однажды, прогуливаясь в полях, тогда еще вполне себе бальзаковского возраста Яга (Лия Ахеджакова) зазевалась и не заметила, как дочку приворожил разноцветный камушек-Алатырь. Не успела мамаша и охнуть, как сердце кровинушки окаменело. Превратилась она в Каменную Княжну (Ирина Апексимова), поселилась в высоком замке, что твой Мордор, да окружила себя каменными воинами. Теперь преобразившейся дочке главной русской ведьмы надо найти такого мастера, который сможет оживить разноцветный булыжник. Только тогда, когда это не вполне понятное действие будет совершено, Княжна получит свободу и власть над всем миром. И наступит, конечно, вечная ночь. Освободителем, согласно древнему пророчеству, должен стать Иванушка – каменных дел мастер из соседней (по сказочным меркам) деревни, а заманить к себе на работу Княжна хитроумно решила красотой своей дочери Кати, в которую наш Ваня немедленно влюбился.
В этом путаном пересказе история, конечно, совсем не становится яснее, однако то, что происходит на экране, ясности вышесказанному совсем не добавляет.
Главная проблема картины становится очевидна с первых кадров. Дело в том, что школа Птушко и Роу осталась далеко в прошлом, и у нынешних сказочников совершенно другие ориентиры. Первую половину фильма смотреть, в связи с этим, почти невозможно: из-за бажовских сказов торчит зеленая морда Шрека, статный предводитель каменных бойцов в исполнении Артура Смолянинова всю дорогу норовит сверкнуть пустыми зрачками питерджексоновских назгулов, а у Ивана-дурака того и гляди тушь потечет. В общем, сразу кажется, что под видом сказки нам решили подсунуть русское народное фэнтези, но это не совсем так.
Скорее авторы картины не вполне определились в том, что они хотят снимать, и получилось аляповатое буриме из Толкиена и русского фольклора, в котором героям второго откровенно тесно и некомфортно.
Но сказать, что фильм плох, все равно не выйдет, поскольку во второй половине картина вступает на территорию другой достойной кинотрадиции, и становится похожа сразу на «Новогодние приключения Маши и Вити» и пресловутый «После дождичка в четверг». Когда кажется, что уже все потеряно, черный конь начинает голосом Сергея Гармаша цитировать «Конька-горбунка», а вскоре на экране ненадолго возникает и Михаил Олегович Ефремов, камео которого спасали и куда более безнадежные проекты, вроде фильма, простите, «Жесть».
В общем, как говорил герой совсем другого фильма, запоминается всегда последняя фраза, и она здесь действительно сильно лучше первой. Но осадочек все равно остается. «Книге мастеров» не удалось принять эстафету колоссальной отечественной традиции, ей катастрофически не хватает цельности, она страдает от кризиса самоопределения – страницы из разных книжек перепутаны в ней как бог на душу положит. Тем не менее это вполне вменяемое и редкое по нашим временам детское кино. Если вы, конечно, не боитесь эротических обертонов Ирины Апексимовой («Мне?! Бояться мальчика?!») и двусмысленных шуток про русалок от Кащея - Гоши Куценко. А авторам хотелось бы пожелать в следующий раз обратиться все же не сразу к «Садко», а хотя бы к «Волшебнику Изумрудного города».