Известия о приезде чикагской группы Rise Against еще в конце лета вызвали в среде московских поклонников панк-рока некоторый ажиотаж. Причин тому несколько. Во-первых, до нас не так часто доезжают панки и хардкорщики, не похожие ни на канадских пупсов из Simple Plan, ни на нью-йоркских быков из какой-нибудь Sick Of It All. Rise Against одинаково далеко отстоят от обеих крайностей. С одной стороны, они играют глубоко идеологизированный хардкор, а с другой – не чужды мелодичности, благодаря чему без всяких компромиссов умудрились за 10 лет своей истории пробиться в ротации на MTV и выпускать альбомы миллионными тиражами на мейджор-лейбле.
Два последних обстоятельства и обеспечили на московском шоу как минимум семидесятипроцентную явку поклонников коллектива.
Сперва, правда, им пришлось пережить разогрев в виде московских поп-панков из группы «Смех». Эти завсегдатаи «Точки» и Tabula Rasa отлично продемонстрировали отличие большинства отечественных панков от заграничных – когда нечего говорить, у нас громко кричат слово из трех букв в разных вариациях, а панк-рок из оружия рабочего класса становится инструментом прославления отхожих мест. Послав на прощание публику в разных направлениях и нанеся последние бесчеловечные удары по гитарам, «Смех» со сцены удалился, а слушатели стали слаженно скандировать имя героев вечера.
Вскоре им, впрочем, пришлось притихнуть – настало время почтить старших.
Rise Against, как нормальные чикагские пролетарии, придерживаются левых взглядов и перед выходом на сцену предпочитают чистить ауру помещения записями старших товарищей, самых успешных американских леваков Rage Against The Machine.
В какой-то момент фонограмма внезапно прервалась и на сцену выпрыгнули сами Rise Against во главе с вокалистом Тимом Макилротом. Первой песней стала «Collapse», открывающая последний на данный момент альбом группы «Appeal To Reason».
То, что с первых же нот началось в зале и на сцене, лучше всего описать словом «физкультура».
Мы, конечно, уже привыкли к тому, что одной из тенденций современной музыки является спортивный подход к скоростным запилам, — музыканты будто соревнуются в том, кто сможет больше взять нот с включенным «фуззом» за единицу времени. Однако здесь речь шла о буквальной физической подготовке. Басист и гитарист группы непрерывно прыгали, высоко задирая колени, не забывая в диком ритме пилить по струнам. Вокалист опасно раскручивал микрофон — так, будто с детства репетировал этот прием со скакалкой. Фанаты, в свою очередь, сразу взяли хороший темп в смысле толканий и прыжков коленками вверх, который держался все полтора часа концерта.
Примерно в середине Макилрот взял паузу и решил рассказать о своих гастрольных впечатлениях.
Он сообщил, что его группа уже успела объехать весь мир, и в каждой стране их принимали неизменно тепло, но у Москвы есть одно существенное отличие: певец заметил, что только здесь упавших в пылу плясок не топчут ногами, а заботливо поднимают с пола. Это была чистая правда – при выходе из зала на лицах фанатов было не найти следов случайных или умышленных побоев.
В этом, в общем, и выражается отличие Rise Against от собратьев по хардкор-цеху. С одной стороны, они играют так же быстро и напористо, а с другой – после их выступлений у всех желающих были еще силы подойти к стоящим в фойе прилавкам. Вопреки ожиданиям, на них была разложена не продукция группы, а брошюры с бельчатами и лисятами – нынешний тур суровых чикагцев посвящен защите прав животных.