Все полезные йогурты похожи друг на друга, каждый неполезный йогурт вреден по-своему. Особенно вредна та еда, которой слишком много, — об этом в семидесятые годы рассказывала книжка Джуди Баррет «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек». Остроумная экранизация Фила Лорда и Кристофера Миллера тоже вроде говорит о еде, а получается культурологическое исследование.
Паренек-неудачник Флинт Локвуд мечтает стать величайшим изобретателем, а общество – смурной папаша, чернокожий полисмен-затейник и все бывшие одноклассники Флинта – требует, чтобы он не выделялся и занялся нормальным делом. Для всех жителей острова, где прозябает герой, «нормальным делом» является сардинный бизнес: кроме сардиноперерабатывающего заводика, на острове ничего нет. Устав от сардин и мечтая о всеобщей любви, Флинт решает изобрести что-нибудь общественно полезное. Например, преобразователь воды – нет, не в вино, а в еду.
У героя вечно все получается не так, поэтому его преобразователь случайно улетает в небо.
Там он засасывает воду из атмосферы и забрасывает остров гамбургерами и другой жрачкой из меню стандартной американской закусочной, превращая город в коммунистическо-обжорный рай. Изобретателя все носят на руках, город становится мировой достопримечательностью и открывает собственный парк развлечений, этакий Жрачколенд. Но машинка по производству манны небесной, оставшись без присмотра, неуклонно мутирует, и теперь на город валятся гигантские блины и надвигаются макаронные ураганы. Герою и его подруге, телеведущей с канала погоды, приходится спасать мир – надо добраться до машинки и как-нибудь сказать «горшочек, не вари».
«Облачно» жестче и безумней всех детских (и не очень детских) мультфильмов этого года.
«Вверх» с его загробно-заоблачной трогательностью, бодрый «Ледниковый период», превратившийся в самопародию, — они, так или иначе, рассказывают об отношениях между живыми существами. «Фрикадельки» предлагают подумать о взаимоотношениях человека и идеи. В частности, идеи еды.
В этом мультфильме много удивительных вещей – столько же, сколько гаджетов в лаборатории безумного изобретателя. Чего стоит прибор для чтения обезьяньих мыслей, причем обезьяна мыслит простыми фразами вроде «еда!» или «еда!». Прекрасная блондинка, которая в середине фильма с удовольствием превращается в дурнушку, генно-модифицированные куриные тушки, которые знают кунг-фу, статуя Давида, сделанная из желе... И разнообразные дожди из жратвы, пугающе прекрасные в 3D. Мало что может сравниться по зрелищности с осадками в виде гигантских макарон и фрикаделек, и тут авторы мультфильма отрываются по полной, как голодный ребенок в Макдональдсе.
Из небесной машинки вылетает в основном американский фаст-фуд, что полностью устраивает всех жителей города. Гамбургеры, хот-доги, спагетти с фрикадельками, желе из концентрата, куриные ноги, пицца, оладьи со сливочным маслом и кленовым сиропом, яичница с беконом, чипсы в жирном соусе. Прямо-таки триллер о вкусной и нездоровой американской пище, притом, что сам фильм слишком умный, чтобы назвать его фаст-фудом.
Пищевые ураганы в фильме движутся по нестандартной траектории: они последовательно накрывают Нью-Йорк, Париж и Лондон, хотя машинка тихо бурчит себе над Атлантическим океаном. Первыми от засилья хот-догов страдают мировые столицы. Похоже, перед нами не просто мультфильм-катастрофа, а еще программное заявление, почти дословная экранизация избранных мест из «Общества потребления» Бодрийяра в 3-D. Нет, я не издеваюсь. Серьезно, проверьте сами. Все, что там говорится про гаджеты, очевидность излишка, терроризм заботы — все это падает на головы героев мультфильма, шевелит генно-модифицированными ножками, ждет своих грубых нашествий и внезапных разрушений. 3D-исследование мира как супермаркета, объемный кошмар потребителя.
Хорошо, что дети, которые придут смотреть «Фрикадельки», ничего этого не увидят.
Для них на экране будут возвышаться сугробы из мороженого и горы конфет, пока им не станет приторно и жутко от такого количества еды. Взрослые же почувствуют в мультике привкус чего-то гораздо более горького. Лекарство, что ли, какое подложили?