Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Чувству голова не помеха

Выставка «Личное знакомство» в галерее «Ковчег»

Выражать эмоцию через изобразительные формы – занятие не новое, но едва ли потерявшее актуальность. Художники нового поколения демонстрируют свои вариации на тему экспрессионизма на выставке «Личное знакомство» в галерее «Ковчег».

То обстоятельство, что экспрессионизму как художественному направлению уже сто лет в обед, вроде бы существенно ослабляет позиции его сторонников и интерпретаторов. Мол, о какой свежести и непосредственности тут говорить, когда образцы стиля давным-давно покоятся в музеях? Но вообще-то речь и не идет – по крайней мере в случае с авторами нынешней выставки, – о повторах и перелицовках старого. Важно самоощущение человека, берущегося за кисть. Если он готов снова и снова преодолевать пропасть, которая всегда лежит между художником и натурой, то неизбежны собственные решения, и рецепты предшественников никому не помогут. Этот эффект можно назвать «экспериментом после эксперимента». Первые сенсационные опыты уже проделаны и досконально описаны, интерес праздной публики переместился в другие лаборатории – а ты занят в тишине уточнением и проверкой некоторых последствий былого открытия. Такой метод не раз оказывался плодотворным.

Пожалуй, восьмерых московских художников, участвующих в выставке «Личное знакомство», нельзя назвать наследниками Мунка, Нольде, Кирхнера и Гросса.

У них совсем другие задачи и мотивации – в частности напрочь отсутствует тяга к публицистике. У прежних экспрессионистов в головах нередко крутился социальный протест и пульсировало желание переформатировать традиционное искусство. Можно вспомнить и относительно недавних «новых диких», которые тоже были не прочь поэпатировать и побудоражить. Для нынешних тридцатилетних (большинству авторов именно столько или чуть больше) эстетический бунт, похоже, представляется устаревшей игрушкой. А вот нерв действительно важен – как камертон, по которому настраивается композиция в целом. Минуя идиллии и кошмары, выйти на единственно верную интонацию – приблизительно так можно охарактеризовать тактику, общую для всех, несмотря на различия в манерах и техниках.

Они не пишут манифестов и не провозглашают единых целей.

Более того, они даже не являются творческой группой: некоторые до выставки даже не были друг с другом знакомы. Это уже кураторский эксперимент — соединить художников, чьи взгляды не выработаны в совместных дискуссиях и не обкатаны в застольных разговорах. В экспозиции встретились былые выпускники Суриковского и Полиграфического институтов, а также училища памяти 1905 года – заведений с весьма различными подходами к художественному образованию. И выясняется, что эти различия могут быть нивелированы личным опытом, что дело не в школе, а в умонастроении.

Следы вузовских уроков еще видны, но векторы индивидуальностей заметны гораздо сильнее.

Например Павел Отдельнов тяготеет к крупному формату, к урбанистике, к технологическим придумкам – пишет не на холсте, а на проклеенной стекловолоконной сетке. Его ночной город выглядит не страшным, но загадочным и бередящим душу. Совсем другая линия у Сергея Клинкова: тут экспрессия становится слегка шальной, декоративность уживается с прихотью. Евгения Буравлева показывает на выставке серию берлинских пейзажей, где удерживается, впрочем, от цитат из немецких экспрессионистов и смотрит на город из XXI века. Варвару Полякову занимают портреты и человеческие фигуры, Егор Плотников предпочитает природный пейзаж, насыщенный авторской эмоцией. Несколько особняком стоит графическая серия Павла Шевелева «Донское кладбище» – рисунки оград, монументов и колумбариев, сделанные с эффектом «бурной неподвижности». Иван Григорьев представлен почти беспредметными акварелями из серии «Головоруки», Павел Боркунов, судя по увиденному, увлечен той самой «гранью между городом и деревней», которую стирали-стирали, да не стерли.

Любопытно стремление приходить к новациям не через авангардное своеволие (мол, дай-ка я затрону вот такую проблемку – и через неделю готов неожиданный опус), а через постепенное набирание класса. По нынешним клиповым временам стратегия довольно рискованная: ну кто будет годами следить за авторской эволюцией, когда в калейдоскопе каждые пять минут меняются узоры. Но если уж взял какой-то плацдарм при таком отношении к делу, то он уже точно твой. Медленное вплывание в зону современного искусства, где царит суматоха, может принести долговременные плоды. Хотя гарантии дает только страховой полис.

Новости и материалы
В МИД оценили возможность назначения посла России до инаугурации Трампа
Volkswagen сократит 35 тысяч рабочих мест к 2030 году
Путин поговорил с главой Татарстана после атаки на Казань
На Украине обучают ИИ для управления дронами
Один из лидеров «Динамо» может покинуть клуб
Умерла актриса Ирена Баженова
Белоусов объяснил необходимость создания нового рода войск
В МИД РФ прокомментировали заявления Румынии про вмешательство России в выборы президента
Захарова назвала блюдо, которое приготовит на Новый год
Ученые объяснили парадоксальную природу отрицательного времени в квантовом мире
Зеленский назначит скандального посла Мельника постпредом Украины при ООН
Маск рассказал, кто «крайне подвел» немцев
Шольца освистали в Магдебурге после теракта
Байден подписал закон о временном бюджете США
В Москве задержали бывшего замминистра просвещения
Гол Кокорина пяткой помог «Арису» разгромить соперника в матче чемпионата Кипра
Стали известны подробности взрыва в банке в Петербурге
В Краснодарском крае очистили от мазута более 34 км берега
Все новости