Группа Massive Attack в последние годы представляет собой то, чем должна по идее являться любая группа – некую форму жизни, существующую исключительно живьем. Новый альбом «Weather Underground» уже почти превратился в новый музыкальный миф: его никто не видел, но все уверены, что это будет шедевр. В начале следующего года музыканты обещают все же прервать молчание, но такими «завтраками» они кормят поклонников уже не первый год.
Впрочем, вышедший в преддверии московского выступления мини-альбом «Splitting The Atom» позволяет на этот раз рассчитывать на некоторую достоверность обещаний.
Второго концерта бристольского дуэта из белого мизантропа Роберта дель Найи (он же 3D) и Гранта Маршалла (Daddy G) ждали едва ли не больше, чем первого. Шесть лет назад, летом 2003, было немного боязно, что отечественная техника не выдержит сверхнизких частот и прочих звуковых нюансов, но шоу превзошло все ожидания. Кроме того, уже второй год музыканты обкатывают, постоянно совершенствуя и доделывая, новые песни.
И нынешнее шоу было уникальной возможностью услышать их до релиза альбома.
Концерт открыла бывшая подруга экс-участника Massive Attack Трики Мартина Топли-Берд. Бесноватый шаман Трики, который, несмотря на лютый нрав, любит москвичей больше своих коллег, в свое время выжал из голоса найденной им чуть ли не в подворотне девушки все соки, теперь у Мартины осталось лишь почти детское обаяние, десяток необязательных песен и один единственный музыкант-мультиинструменталист – в самый раз для разогрева. Топли-Берд приехала в Москву неслучайно – на новом альбоме героев вечера она поет, если верить авторам, едва ли не в половине песен, так что со сцены она уходила охотно, понимая, что скоро придется вернуться в куда более внушительном окружении.
Спустя сорок минут на подмостки вышли музыканты – басист, гитарист, барабанщик, клавишник – и заиграли вступление.
Вслед за ними к микрофонам не спеша подошли 3D и Daddy G – шоу началось.
С первых же аккордов публика погрузилась в транс, в котором и пребывала следующие полтора часа. Сравнить это состояние было категорически не с чем, все эпитеты и сравнения меркли, уступая место творившемуся на сцене. Дело тут еще и в том, что уподобить Massive Attack действительно некому: в Москву нечасто приезжают не просто актуальные классики современной музыки, но и пионеры-изобретатели жанра. В данном случае речь идет о трип-хопе, а происходившее проще объяснять словечком «трип».
Сцена большую часть времени была погружена во тьму, внимание зрителей сосредоточивалось на видеоинсталляциях, транслировавшихся на огромный экран позади музыкантов.
3D и Daddy G известны своей озабоченностью мировой политикой (достаточно вспомнить клип «False Flags» с горящим флагом ЕС в финале) и в видеооформлении красноречивые изображения автоматчиков чередовались с бегущей строкой на чистом русском языке. Там было много всего, вплоть до заголовков в духе газеты «Твой день»: «Погребняк тайно женился перед матчем с немцами». А в какой-то момент там появились слова: «Промыв мозга снова и снова», — и это стало походить на какой-то идеальный марш несогласных.
Те же слова, впрочем, можно было отнести (в хорошем смысле) и непосредственно к представлению.
Изобразительный ряд лишь подчеркивал музыку, которая для музыкантов так или иначе остается основной целью, или, если угодно, главным орудием борьбы.
Помимо Мартины Топли-Берд, блестяще исполнившей «Teardrop», в Москву прибыли безымянная массивная негритянка с грудным голосом и любимый певец Боба Марли — ямайский корифей Хорэйс Энди, спевший среди прочего обязательный хит «Angel». Их пение два лидера перемежали своими речитативами, и это было действительно что-то невероятное. Когда дель Найя и Маршалл читают дуэтом, в их музыке многое становится понятно.
Эта безупречная вязь на стыке живого рока и электроники целиком держится на напряжении между ними – черным и легким Daddy G и белым нервным 3D.
Можно сказать, что они делают одно и то же, стремятся к одной и той же цели, но с принципиально разных сторон. Эта разница подходов и дает то, что называется Massive Attack – неотразимый удар с двух флангов сразу, расширяющий границы восприятия лучше любых психоделиков.
С этой точки зрения не так важно даже, что они играли, но скажем все же, что программа состояла преимущественно из новых номеров, перемежаемых вышеупомянутыми хитами. Не важно это потому, что каждая их этих песен – старая или новая — представала удивительно зрелой и продуманной, что по нашим временам необычайная редкость. Все вопросы и претензии по поводу затянувшейся записи нового альбома снимались сами собой, игра и вправду стоит столь долгой подготовки. Правда очень хотелось бы, чтобы нынешняя дата выхода альбома оказалась окончательной: лучшего саундтрека к московскому климату не придумать, а происходящее за окном трудно описать лучше, чем словосочетанием Weather Underground.